Европа и сепаратизм:
----------------------------------
http://flnka.ru/aktualnoe/4251-evropa-i-separatizm.html От себя:
--------------
Интересная статья, которая еще раз поднимает вопрос о противоречии принципов самоопределения и территориальной целостности.
Принцип "территориальной целостности государств" появился для стабилизации политического мироустройства, чтобы минимизировать агрессивность государств по отношению друг к другу и соответственно - хаос в международных отношениях. Смысл его в следующем. Что сложилось - тем и живем, решая все проблемы на других уровнях. Скажем, если часть одного народа осталась в государстве "другого" народа - то через выработку прав национальных меньшинств, их справедливое представительство, и принципы самоопределения и самоуправления регионов. В этом заключается "баланс" принципов "территориальной целостности" и "самоопределения народов.
В этом "балансированном" смысле территориальная целостность это положительный принцип. Другой вопрос, что некоторые титульные народы наподобие азербайджанцев воспринимают этот принцип по-своему, как свое право делать что им вздумается на "своей" территории. То есть принцип "территориальной целостности" интерпретируется ими как принцип "меньшинства - гости страны", что не что иное как колониализм, и это совершенно другая история.
О разнице между сепаратизмом и антиколониальной борьбой за самоопределение я уже высказывался:
http://aram-hakopian.livejournal.com/169941.html Есть уже и международная организация непредставленных народов: ru.wikipedia.org/wiki/Организация_наций_и_народов,_не_имеющих_представительства.
Тем не менее сложилось убеждение, что маленькие народы беззащитны в отстаивании своих прав. Что армяне Карабаха и другие народы одиноки на международных площадках, и их доводы о праве своих народов на самоопределение обречены на неудачу. Причина, по которой я сослался на вышеприведенную статью именно в этом. Демократическое устройство Запада приводит к включению многих представителей проблемных, так называемых "сепаратистких" регионов, в международные структуры. Это естественные союзники и лоббисты "малых" народов. Более того, детальная проработка принципа самоопределения, и ее неотъемлимой роли в балансе принципов "целостность-самоопределение" в интересах всех демократических сил как средство решить "сепаратисткие" проблемы.
Именно в этом контексте я сформулировал долговременные задачи армянской дипломатии по решению Карабахского вопроса в следующих текстах:
http://aram-hakopian.livejournal.com/237746.htmlhttp://aram-hakopian.livejournal.com/237873.htmlhttp://aram-hakopian.livejournal.com/238159.html "...Понятие "самоопределения наций" достаточно многозначно и порождает определенные опасения стран с многонациональным составом. Более четкое определение этого понятия приемлимое для многих стран поможет избежать разночтения и сконкретизировать реакцию стран на те или иные конфликты. Армения как одна из наиболее заинтересованных стран должна инициировать широкое обсуждение понятия "самоопределения наций". Не надо этого бояться а надо стремиться к тому чтобы это понятие созрело до международного консенсуса. Нет никаких причин разваливать государства, которые уважают свои меньшинства. Это невыгодно в первую очередь самим меньшинствам. В то же время, меньшинства имеют полное право отделяться в целях самосохранения, когда подвергаются дискриминации...."
Армения может возглавить этот процесс, решить Карабахскую проблему и наработать огромный международный авторитет. Это может быть и инициативой НПО. Грамотный подход к этому вопросу даже поможет расчитывать на финансовое содействие международных институтов в поиске справедливой формулы "баланса", и отчасти делегировать финансирование армянской дипломатии в этом направлении.