Успешная деревня, сельское хозяйство, самоуважение сельчанина - одно из ключевых вопросов государственного строительства Армении и преумножения населения. Многодетность была свойственна армянскому селу и в этом была своя логика "крепости" семьи связанной с землёй. Переменчивость и зачастую непредсказуемость материального состояния в городе и ограниченное пространство жизни естественным образом ограничивают многодетность в городских условиях.
Учат ли в школе о том, как можно жить в селе/деревне и стать успешным человеком, фермером? Культивируются ли образы кумиров-фермеров из мирового опыта, кто преуспел, или успешно применяет новые технологии и достойно живет? В лучшем случае в школьных материалах нет ничего пропагандирующего село. А в целом есть мнение, что быть деревенским - это низкая культура сегодняшнего дня и никакого будущего.
Можно много болтать о том, что деревни пустеют и люди уезжают на заработки. Если есть конретное желание оставить людей на земле, чиновник ответственный за это, или ратующий за это политик - должен поставить себя на место сельчанина и подумать - при каких условиях и перспективах ему самому, его детям и потомкам имело бы смысл жить в деревне и чувствовать себя достойно. Не обязательно богато, но достойно. Иначе слова звучат фальшиво. Как только ответ на этот вопрос будет найден, и "сценарии достойной деревенской жизни" будут прописаны, у Армении появится опора под ногами.
Ученые, писатели, инженеры, и т.д. это хорошо. Они могут работать и жить здесь и там. Но у сельчанина - его богатство и знание это земля, которую он не может взять с собой в далекие края. Учить сельчанина математике, химии, физике, литературе - это конечно нужно. Но не менее а более необходимо учить его о своей земле.
Предыдущие размышления на эту тему:
http://aram-hakopian.livejournal.com/37740.html http://aram-hakopian.livejournal.com/43836.html