Столкнулся с очень непростым вопросом навеянным следующей статьей:
http://avrom-caucasus.livejournal.com/109805.html?thread=603885и еще одно сообщение:
http://www.regnum.ru/news/polit/1393482.html Случай непростой, потому как уважаю еврейский мир, и много у меня друзей евреев, которых тоже искренне уважаю. С другой стороны, осознаю неадекватность подобных статей. Неадекватность в фундаментальной логике, но не в контекстовом смысле - контекст в принципе понятен и имеет право существовать. Некоторые проясняющие мысли, которые надеюсь помогут развязать узлы подобного рода.
Нужно понимать, что еврейский мир прошел и проходит очень сложный исторический путь. Это и сохранение народа в рассеянии в течении очень длительного времени. Это и трагическая страница Холокоста. Это и возрождение и становление еврейского государства с нуля и в достаточно агрессивном окружении. Многим надо учиться у еврейского мира и невозможно его не уважать. Но как это не странно, имеем дело с распространением антисемитизма - разных форм "нелюбви" к евреям.
Мне кажется дело в следующем. Чтобы сохраниться и возродится из "пепла" еврейский мир развил в себе "положительный национализм" "высокой" пробы. При этом под "положительным национализмом" понимается "культивирование" нацией своей "уникальности" как средства против ассимиляции и потери идентичности. Это свойственно и армянам, хотя армяне и менее организованы и более подвержены ассимиляции. Национализм не в смысле "агрессии", а в смысле "защиты" своего.
Национализму любого толка часто сопутствует эгоизм, поскольку вычерчиваются четкие границы "своего" и "чужого". И логика подсказывает, что "интересы своего" превыше всего остального. В этой логике написана вышеупомянутая статья. Статья буквально говорит о том, что Израиль "дружит" с Азербайджаном поскольку у них "общие враги" и "общий бизнес", и что это исходит из интересов Израиля как государства. И собственно говоря, многие так и воспринимают Израиль - именно как государство, поведение которого во внешнем мире низводится к узким интересам "купли-продажи" интересов. Не будем обсуждать справедливо это мнение или нет.
В моей
предущей статье я отметил существование двух элементов позиционирования государств во внешнем мире: (1) национальный интерес; (2) репутация. Причем "национальный интерес" в узком понимании "выгоды любой ценой" является отражением "слабости" и "безпринципности" государства. Он антагонистичен уважительной репутации (далее - просто репутации), которая является идеологией предсказуемости, порядка и четкого позиционирования "ценностей". Высокая репутация "притягивает" настоящих друзей, поскольку направлена на справедливое сосуществание "сильных" и "слабых". Узко-пониманиемый "национальный интерес" - это проявление "закона джунглей", когда каждый сам за себя, и друзей не бывает, а бывают попутчики для решения тех или иных задач.
Отсюда уважение или неуважение к тем или иным народам. Страну и народ "любят" ровно пропорционально ее репутации, и не "любят" пропорционально ее "безпринципности".
Стратегически (не-узко) понимаемый "национальный интерес" включает в себя улучшение репутации, поскольку это индикатор "силы" и авторитета на международной арене. Еврейский мир продемонстрировал высокий класс в умении защищать свой "национальный интерес" в узком смысле. Он выиграет еще больше, если сможет играть на широком поле "общих" долговременных международных интересов, вписав в них "свои" национальные интересы, а не противопоставляя свою репутацию сиюминутным интересам.
Возвращаясь к статье. История армян перекликается с историей евреев. Это стремление сохраниться как народ и восстановить свою государственность. Оба народа пережили геноцид как следствие своей специфичной устойчивости к ассимиляции, и агрессии другого народа как неприятия этой специфики. С точки зрения репутации - еврейский мир должен быть очень однозначен в этом вопросе и быть "адвокатом" народов с подобной судьбой. Но с точки зрения "узких национальных интересов" он действует часто неоднозначно и компрометирует свою собственную историю, поскольку дает "сигнал" всем остальным народам, что сам к этому относится несерьезно, когда признание и осуждение "геноцидов" тоже является предметом бизнеса и торга.
Аналогична ситуация с Карабахским конфликтом. Армения блокируется двумя турецкими государствами, и в этих странах господствует расистская арменофобия. Собственно эта арменофобия - в скрытой форме выдавливания армянского населения и была причиной Карабахского конфликта. В вышеупомянутой статье автор восхваляет "дружбу" Израиля с Азербайджаном как высшее проявление узких "национальных интересов", когда Израиль вооружает эту расистскую страну и считает это успешной "политикой". С точки зрения репутации, Израиль посылает всем странам сигнал, что он не разборчив в "попутчиках" в соответствии с законом "джунглей" - каждый сам за себя. И надо ли удивляться тому, что по отношению к нему некоторые страны поступают так же.
В заключение, смысл этой статьи не в критике Израиля. А в том, что "следующий" уровень политической мудрости еврейского мира - это широко-понимаемый национальный интерес, когда репутация не будет приноситься в жертву узко-понимаемым национальным интересам. От этого еврейский мир выиграет значительно больше, и это шанс превратить вчерашние "недружеские" народы в "дружеские".
Высокое мастерство в умении достигать своих целей без ясно очерченных общечеловеческих ориентиров дает огромный простор подозрениям и спекуляциям сторонников теории заговоров. В то же время, огромный авторитет соотечественника евреев, Иисуса Христа, для христиан и мусульман, обусловлен его учением общечеловеческих ценностей. И это подсказка - как поднять авторитет еврейского мира на новый уровень, выбить почву из под ног антисемитов, и обеспечить долговременную безопасность Израиля.