Азербайджанец о двуличии властей Азербайджана по отношению к армянам - "примиренцам". История о том, как в Баку намеренно унизили "примирителей"-армян по указке "сверху".
http://www.southcaucasus.com/index.php?page=publications&id=2561 Прочитал также некоторые другие публикации автора - Зардушта Ализаде на том же сайте. То что он пишет такое - это конечно "мужество" для азербайджанца. Тем не менее - много неточностей в его статьях. Например, где и когда появились первые беженцы. Или тезисы о том, что карабахский конфликт спровоцировали из ... Москвы, ... дашнаки, и т.д. Если это преднамеренные "неточности", то их смысл в том, чтобы показать отсутствие объективных причин для массового недовольства в Карабахе и что весь конфликт был просто кем-то спровоцирован. Соответственно Азербайджан не виноват в причинах Карабахского движения. Вообще - сайт Ваняна очень неоднозначен. Суть его в упрощенном виде - конфликт между армянами и азербайджанцами есть продукт провокаторов с обеих сторон и простой народ только пострадал.
Но в этой статье, сам того не ведая, автор (З. Ализаде) показывает именно суть конфликта и первоисточник. А суть в том, что точно такое же двуличие власти Азербайджана (особенно при Алиеве старшем) проявляли к армянскому населению Азербайджана до карабахских событий пытаясь вытеснить его.
Конфликт этот по времени разделен на два этапа - (1) процессы до конфликта, которые слабо известны и понятны постороннему наблюдателю, в том числе простому азербайджанцу; (2) сам конфликт.
До советского периода в этом регионе существовал определенный антагонизм между армянским населением края и местным разнообразным мусульманским населением. Суть этого антагонизма была в экспансии Российской империи в этом регионе и противостоянии этому Ирана, Османской империи и подвластных им местных феодалов-ханов. Антагонизм заключался в том, что армяне считались населением почти второго сорта из-за своей иной культурно-религиозной общности, относительно неассимилируемой. Для армян Россия привносила в регион относительное равенство и определенную защиту, и потому пользовалась симпатией населения. Естественно в этом противостоянии цивилизаций народы натравливались друг на друга и накопилось много претензий друг к другу. Но страсти успокоились после того, как большевики привнесли в регион идеологию построения "светлого будущего". Народы и в Азербайджане и в Армении хотели жить по справедливости и в мире, и эта идеология успокоила народы, ведь в "светлом будущем" и в одном государстве - границы - это просто формальность.
Но идеи-идеями, а реальная жизнь оказалась другой. Большой ошибкой Советского Союза и возможно сегодняшней России была управленческая модель, когда власть в регионах была фактически делегирована местной "титульной" национальной номенклатуре. Эта номенклатура в некоторых местах постепенно "осваивала" подконтрольную территорию, вытесняя все остальное население. Возможно считая это население "потенциально-нелояльным" местным "царькам-хозяевам". Эта атмосфера создавала в титульном населении чувство "хозяев" и соответсвенно высoкомерное отношение к остальным. Гейдар Алиев и его приспешники были такими "местными-царьками". Карабахский вопрос возник именно из-за этого двуличия и скрытой политики вытеснения армян, а не потому что армяне "больны" национализмом как это выставляют "примирители". Целые веками армяно-заселенные регионы опустели. Со временем это двуличие стало настолько очевидным и неприкрытым, что недовольство вырвалось наружу, как только людям показалось что можно восстановить справедливость, в период "Перестройки". Можно ли было этого избежать - да, если бы система государственного устройства была бы другой, политика "титульных" властей исходила бы из того, что армянское население имеет такие же права в стране как и "титульное", и они не "гости" на земле своих предков. Но это элементы демократии, которой в Азербайджане не было, нет и пока не предвидится. Там даже свой народ ни во что не ставят, не то что "инородцев". Другой менталитет.
Армянский национализм - был и есть "национализм-защитный". При всей риторике и исторических нюансах в Армении спокойно относятся и к азербайджанцам и к туркам. Пропагандический штамп азерпропа о вынашиваемой армянами националистической идее "Великой Армении" за счет соседей опровергается таким же азерпроповским штампом о критической эммиграции из Армении. Логически это не совмещается.
Азербайджанский национализм - это "национализм-расистский" по отношению к "вчерашним второсортникам", которые посмели "отобрать" у "титульных" то, что этим титульным на самом деле не принадлежало. Расизм переходящий в ненависть, что видно невооруженным взглядом если посетить азербайджанские порталы. А ненависть сознательно внушается народу, чтобы погнать его как стадо на армян. Ненависть, которая подвигла офицера этой страны убить топором спящего армянского офицера на сборах НАТО, и этот офицер провозглашен героем страны. И что армянам делать - пропагандировать любовь к ближнему?
Любой национализм - это перебор и не нужен народам, но в стремлении разрешить противоречия и добиться мира, нужно правильно понимать суть событий. Народы могут прощать и мириться, можно даже "закрывать" неудобные темы, но попытка делать из других идиотов - по крайней мере есть индикатор двуличия и обмана.