Предлагаю всеобщему вниманию.
Под кат будет интересно лезть только тем, кто шьёт сам и шьёт всерьёз.
Ибо там ничего особо интересного нет - просто по просьбе прекрасной
elena_83 я кое-как сумбурненько описала выработанные мною правила раскроя одежд из тканей в клетку, полоску, или с другим ритмически повторяющимся рисунком.
Может быть потом как-нибудь созрею дополнить сие псто фотоинструкциями - ибо на очереди как раз висит жакетик из коричнево-бежевой клеточки.
В данном случае начальный текст уже несколько отредактирован. В дальнешем наверняка будет редактироваться ещё - мало-ли что ещё я могла забыть в нём указать.
В общем если кто шьёт и ему мало геморроя с этим делом - милости просим под кат :)
Итак - следует приготовится применить воображение, логику и в огромном количестве - терпение и аккуратность :)
Кроме того в большинстве случаев при раскрое с соблюдением совмещения рисунка ткани требуется несколько больше, чем обычно, в среднем - на 20-40%.
- На выкройках заранее точно отмечаем зоны припосадки - в рельефах и по локтевым швам рукавов - потом это будет особенно важно. Чем больше на стыкуемых сторонах выкроек отмечено точек совмещения - тем лучше - вот прям хоть через каждые 5-7-10 см! Отмечаем банально типа А-А, Б-Б или 1-1, 2-2 и т.д.
- Все детали кроятся только в один слой - о двухслойном раскрое не может быть и речи.
- Начинаем раскрой с основной - самой видной и заметной детали(условно назовём её первой). Выкладываем на ткани так, чтобы рисунок изначально хорошо смотрелся именно на этой детали. Для клеточек и полосочек сразу-же через всю деталь рисуем линию основного рисунка - для клеток это обычно поперечная или диагональная, для полосок - любое выбранное изначально направление. Далее надо будет следить чтобы эта линия одинаково продолжалась на всех последующих деталях. Угол наклона линии основного рисунка всегда, на всех деталях выкройки должен быть одинаковым относительно направления долевой!
- Прикалываем. Затем аккуратненько, карандашиком отмечаем на краю выкройки основные линии рисунка - небольшими черточками. На тканях с рисунком и с диагональными полосками отмечаем как направление входящей линии рисунка, так и направление исходящей - той, которая должна этот рисунок продолжить. Для прямых диагональных полосок это обычно прямой угол в 45 градусов.
- Прежде чем снимать выкройку с детали - проверяем везде-ли на ткани хорошо отмечены границы основной детали и припуски. Если мел/карандаш стирается с ткани - наносим линии "разметочными" стежками. НЕ рекомендую сразу-же вырезать деталь! Возможно из-за каких-то дальнейших нестыковок придётся заново перерисовывать детали на ткани!
- Далее кроим следующую по порядку деталь(условно называем её второй). Для этого сначала стыкуем между собой сами детали выкройки - первую и вторую. Можно даже детали выкроек временно склеить между собой по точкам стыковки(тем, которые у нас отмечены 1-1, А-А и т.п.) небольшими отрезками скотча. После чего кладём вторую деталь на ткань ориентируя рисунок по первой.
- Соответственно - добиваемся того, чтобы рисунок ткани на второй детали продолжал рисунок первой.
- Опять-же прикалываем выкройку к ткани, ещё раз убеждаемся что отметки рисунка обоих деталей никуда не сдвинулись и продолжают рисунок предъидущей детали.
- Только после этого отделяем первую деталь выкройки и проводим со второй деталью все те-же манипуляции, что и с первой - по всем краям тщательно отмечаем на ней рисунок ткани, при этом не забывая про припосадку и стыковку рисунка на припосаживаемых деталях - обычно это рельефы груди, спины и т.п. Бывает что рисунок при припосадке идеально сопоставляется с изначально отмеченными на выкройках точками совмещения деталей (тем самым которые у нас отмечены 1-1, А-А и т.п.), а бывает, что его нестыковки нужно постараться вывести ближе к краям детали (к проймам или к нижним срезам изделия). Наиболее точной стыковки рисунка следует добиваться на самых видных местах - груди, талии, линии пояса и т.п.
- Снова не забываем о точном переносе выкройки на ткань и точной разметке припусков.
- После чего снимаем выкройку с ткани и переходим с нею к следующей детали выкройки - далее повторяем всё снова - стыковка выкроек, совмещение рисунка на ткани, отделение предыдущей выкройки, точное перенесение выкройки на ткань, отметка рисунка ткани на выкройке и т.д.
В идеале можно скроить лиф, юбку или пиджак рисунок на котором будет продолжать себя по кругу через все швы. В реальности такое изделие можно получить только из ткани с поперечными полосками - и то с большим трудом.
На что следует обратить внимание.
Самые видные детали одежды это обычно перед(полочки, лацканы пиджаков), спинка и рукава. Соответственно самые незаметные - бока(это не касается только юбок!). Значит особенно тщательно надо стыковать рисунок рельефных и центральных швов на изделиях и все нестыковки оставлять на боковые швы. При раскрое пиджака надо очень внимательно отмечать центр изделия спереди - линию петель/пуговиц, потомучто спереди стыковать рисунок надо именно по этой линии.
Рисунок на двухчастных рукавах стыкуется по локтевому шву(не забывая про припосадку)- по подмышечному не стыкуется вообще.
Ну и напоследок, пока я так и не достала фото других моих клетчатых работ - фото моей самой первой, тогда ещё совсем дилетантской работы на заданную тему. Главное достижение в данных фото зафиксировано - мне с первого раза удалось совместить горизонтальную линию рисунка по всем швам платья :
Написала всё как-то сумбурно, но в общем и целом порядок моих действий при раскрое полосато-клетчатых тканей именно такой :)
apd: если кому из более опытных мастеров есть что добавить или поправить в написанном - не стесняйтесь, пишите, я непременно исправлю!