AIRBUS В ЦЕЛОМ И А330 В ЧАСТНОСТИ

Aug 17, 2011 03:32






Я отдаю себе отчёт, что мой номер в списке пилотов этого типа - .....тысяче.....дцатый, нового я ничего тут не открою, но мне это, в принципе, по барабану, потому что я сижу в нём здесь и сейчас, и это мой конкретный трабл.
Слышал много претезий к продукции Аirbus. Про Боинг что-то даже не могу вспомнить. Нет, они, конечно, у кого-то есть, но диспропорция очевидна. Мой друг, который освоил 330 на месяц раньше меня после очередного полёта говорит: Нет, хороший самолёт. И тут же начинает рассказывать, что у него там опять было... - Так, хороший или нет? - Да, это я себя так успокаиваю...
Ну да ладно, по порядку. Сначало действительно о хорошем.

Красивый, зараза! Особенно А330-200 - с более коротким фюзеляжем и более высоким килём. ИМХО - самый красивый из больших пассажирских самолётов. Длинные, как у планера крылья, чуть наклонённый вперёд, с лёгкой задней частью фюзеляж. Особенно, если раскрашен со вкусом:




Я его всегда самым изящным считал, ещё до того как близко познакомился.
Второй плюс - Fly-by-Wire. Это значит, что вместо жёстких тяг воля пилота передаётся от сайдстика до рулей через кабели и обрабатывается компьютерами. Это позволяет облегчить и упростить конструкцию и, самое главное, сделать управление удобным, и ввести много разных защит. К примеру, при необходимости избежать столкновение с горой (если уж ты до такой степени залетался) надо просто полностью взять сайдстик на себя и дать полный газ. Самолёт сам  будет набирать высоту по максимально крутой траектории и не свалится. Всё сделают компьютеры.
Компьютеры вообще там везде. От управления самолётом до смыва унитаза. Техсостав получает полную информацию о состоянии систем нажатием кнопки. Да она ещё и автоматически передаётся в полёте на землю.
Кокпит удобен. Всё продумано. Есть куда вещи положить и поставить. Освещение. Столик выдвижной, там, где у всех остальных самолётов штурвал. Комаров, опять-таки, сподручно убивать. За штурвалом их не достать - все руки отобьёшь.
Сайдстик, по-моему, удобнее, чем штурвал. Всё-таки одна точка вращения, а не на излом. Я бы на месте Боинга не упирался и признал сей факт...
Да и пахнет ещё свежей краской, как новый автомобиль!
Экономически самый эффективный из подобных по вместимости и весу самолётам. Владельцы авиакомпаний от него в восторге. При хорошем менеджменте это настоящий moneymaker.
Вот так, классный самолёт, не правда ли?

Но тут прихожу я... И мне, как пилоту, многое из этого нравится, что-то просто фиолетово, что-то я воспринимаю, как должное, а что-то я на старом Боинге вручную сам не хуже делал.
Так мы плавно переходим к заупокойной...
Сей сундук с транзистрами создавался, судя по всему, инженерами, к которым в качестве консультантов приставили лётчиков. Но, видно, когда лётчики отлучались иногда в туалет или покурить, инженерам удавалось втиснуть что-нибудь, что в нормальную пилотскую логику не вписывается. Ну, по крайней мере в логику пилота, пролетавшего 17 лет на Боингах и ни разу не француза.
Маленький пример, который понятен и далёкому от авиации человеку: задатчик вертикальной скорости на Боингах сделан в виде колёсика, встроенного в приборную панель перпендикулярно её плоскости так, что когда вращаешь его от себя, самолёт логично снижается, на себя - набирает высоту. На Эйрбасе он расположен праллельно плоскости приборной панели и вращается по/против часовой стрелки. Логическая связи с вверх/вниз есть, но для этого надо представлять, что ты боком к направлению полёта сидишь. Вот и думаешь каждый раз, куда крутить. Вроде мелочь, но очередной раз спотыкаешся об неё с вопросом: на ..я (зачем)? Лётчики, видимо, выходили покурить... Другие "мелочи" более узко-профессиональны, и я не буду вас грузить.
Многие десятилетиями привычные пилотам вещи Эйрбас назвал по своему. Назло Боингу, может быть? Но отдуваются за это тысячи бедолаг, которых компании послали переучиваться. Человек, конечно, ко всему привыкнет, но зачем этот гемор? В лётной среде подозревают, что у Эйрбаса мания величия и он действительно уверен, что летание изобрели именно в Тулузе.
Вся индикация в кокпите - на шести больших дисплеях. Класс! Удобно. Всё что нужно - там есть. Но! Иногда эти дисплеи вдруг гаснут. Не все сразу, но и одного хватит, чтобы создать неудобство. А у меня аж четыре из шести сдохли в первом самостоятельном полёте. Потом ожили, потом опять. На попытки восстановления не реагировали. Зашибись самолёт? Хорошо ещё погода хорошая была и других отказов не было. Я даже не слышал ни о чём подобном у боингов...
А как насчёт зависания навигационного компьютера? Хорошо, второй есть, но бывают случаи, что оба виснут, и оба приходится перезагружать, на что уходит прилично времени. А если на заходе или на взлёте? А в сложном аэропорту?
У меня это в голове не укладывается: как может самолётный компьютер зависать? Он должен быть создан супернадёжным, в стрелялки трёхмерные на нём не играют, на порносайты за вирусами на заходят - почему его глючит???
Глючат, кстати, любые его компьютеры. Ладно, если туалет из-за этого не смывается, но когда сбоит компьютер, непосредственно управляющий отклонениями рулей и самолёт бросает на пару сотен метров вниз и непристёгнутые пассажиры пробивают головами багажные полки, это начинает напрягать. Такого на классических самолётах в принципе быть не может и на fly-by-wire боингах тоже не бывает, а наш герой - да ради бога! Иногда, кстати, это чудо техники называют Scarebus... Для незнакомых с аглицкой мовой "scare" - это "пугать", "страх".

В общем, не нравится он мне. Не знаешь что и когда ждать. Когда всё нормально (что, собственно, и есть в подавляющем большинстве случаев), то всё замечательно. Ну, за исключение мелочей. Но, никогда не знаешь, когда он тебя поймает, спокойно жующего свой стейк за замечательным выдвижным столиком...







И настоятельно советую: во время полёта сидите пристёгнутыми, даже, если табло выключено...

авиация, эйрбас, А330, airbus

Previous post Next post
Up