Момент, который гражданские пилоты с тревогой ждали, похоже, уже за углом.
Китайская компания Air White Whale выкатила
грузовой беспилотник, который уже не дрон вертолетного типа, а полноценный грузовой турбовинтовой самолет с грузоподъемностью 5 тонн (почти Ан-26), весом 10.8 тонн и коммерческой дальностью 2600 км.
Для сравнения - Ан-26: Экипаж 4 человека, максимальный взлетный вес 24 тонны, коммерческая дальность в два раза меньше.
Собираются делать пока по 120 самолетов в год, поставки начнутся в 2026.
В разработке другими компаниями находятся еще несколько грузовых беспилотников грузоподъемностью до 100 тонн.
Короче, мечта капиталиста. Человеческий фактор (основная причина авиационных просшествий) драматически снижается и остается на земле в виде оператора, который может одновременно контролировать до 7 самолетов этого типа. Ну а автопилот будет круглосуточно и молча сопеть в дырочку, не требуя зарплат, премий, сверхурочных, суточных, гостиниц, отпусков, треннингов, медкомиссий, санаториев, парковок, доставки на вылет, не спя в полете и не отравляясь рыбой, не пропуская команд диспетчера, не принимая идиотских решений, не испытывая зрительных и вестибулярных иллюзий, не запираясь в кокпите с суицидальными целями и проч. и проч.
Есть, правда, некоторые вопросы по широкому применению этих штрейкбрехеров, как, например, внедрение их в единое с пилотруемыми самолетами воздушное пространство, оборудование аэродромов, помехи GPS и сигналов связи, защита от незаконного вмешательства в управление и, наверное, многое чего еще.
Но прогресс, очевидно, не остановить. Сначала грузовые в ограниченных местах, потом на трассах вместе с обычным трафиком и во все большее и большее количество аэропортов, ну а в итоге, после накопления опыта и развития технологий, и с пассажирами.
Я считал, что развитие гражданских беспилотных самолетов пойдет по более традиционной схеме - сначала на грузовиках с одним пилотом и возможностью полностью автоматического и автономного полета, потом с перенесением этих технологий на пассажирские самолеты и в итоге с убиранием человека из кокпита, да и, собственно, самого кокпита. Но жизнь, похоже, оказалась шустрее наших замшелых представлений о ней.
Естественно, пилотов уберут не прямо вот завтра, и сделанные через десять лет пилотируемые самолеты будут еще летать последующие лет двадцать, постепенно уходя в историю, но думаю, поколению тех, кто собирается связать свою жизнь с летной работой, стоит уже хорошенько почесать репу...