http://www.womanshobby.net/forum/index.php?showtopic=994Проследить эволюцию арабской одежды, начиная с доисламских времён, непросто из-за отсутствия достаточного иллюстративного материала.
Частично этот пробел восполняют мусульманские миниатюры, в основном средневосточного и центральноазиатского ареала, хотя они и относятся уже к позднему средневековью, а также зарисовки христианских паломников.
--------------------------------------------------------------------------------
Мы видим на них прежде всего мужчин в распашной одежде. Такую одежду шили из двух полос тканей, орнаментированных в соответствии с традициями местности.
Обладатель подобного костюма обвязывался широким поясом, в котором можно было хранить разные полезные предметы - от пистолета или кинжала до кисета и кошелька.
Как правило, под распашным халатом находилась длинная туникообразная рубашка (ее носили и мужчины и женщины). Была ещё и нательная рубаха, заменявшая бельё.
Штаны также имели универсальный крой: широкие штанины сужались книзу, иногда имели завязки на щиколотках. На талии они держались на шнуре, продёрнутом в подогнутый и прошитый край.
Сегодня в арабском городе вы увидите одежду того же покроя, но, конечно, она сшита на фабриках из современных тканей. Европейский костюм значительно потеснил национальный костюм из официальных сфер.
Например, на форумах организации «Исламская конференция» или Организации стран-экспортёров нефти большинство присутствующих облачается в европейский костюм с галстуком (галстуки не носят только иранцы. - О. Б.).
Однако национальная одежда по-прежнему популярна в странах аравийского ареала, потому что она наиболее приспособлена к здешнему климату. Элементы национальной одежды можно обнаружить в униформах.
Например, в армиях многих арабских стран принято ношение головного платка - куфии и придерживающего его обручевидного шнура - угаля. Подобный головной убор обычно снабжается кокардой.
Эмир Морис Шехаб, бывший в 1970-х гг. генеральным директором Департамента древностей Ливана, провёл небольшое исследование по истории ливанского костюма.
Он отметил, что своеобразие последнего объясняется влиянием различных культур. Для жителей Ливана, наследников финикийских мореплавателей и торговцев, характерна открытость к восприятию элементов чужого быта, даже когда те противоречат обычаям.
До периода господства Османской империи ливанцы были довольно консервативны в одежде, но турецкие чиновники заставили представителей имущих классов одеваться в соответствии с требованиями Высокой Порты.
В XV-XVIII вв. большая часть населения, независимо от социального положения, носила костюм примерно одного и того же покроя, который отличался лишь стоимостью и качеством ткани. Разнообразие придавали только украшения у женщин и дорогое оружие у мужчин.
В большинстве районов ливанцы носили тюрбан, размер которого и число складок говорили о статусе человека. Огромный тюрбан эмира «должен был соответствовать его достоинству». Тщательно выкладывали складки друзы*. Тюрбан «посвящённых» имел форму сплюснутого шара.
Что касается простых друзов, то есть «непосвящённых», а также остальных мусульман и даже христиан, то их почти нельзя было различить между собой по форме тюрбана. Иногда лишь ткань по-разному закручивалась и складывалась.
И эмиры, и простые крестьяне одевались в ширваль - простые и удобные штаны со складками, ниспадающими с талии. Как правило, чёрные штаны подпоясывались красным кушаком, обёрнутым вокруг талии несколько раз.
У состоятельных людей широкая часть штанин доходила до лодыжек, а у крестьян - до колен или до икр. Люди, не занятые чёрной работой, носили поверх рубашки распашное платье с разрезами по бокам, называемое гумбаз. Зимой поверх этого костюма они надевали аббу - широкое пальто без рукавов и без застёжек, скроенное обычно из двух кусков ткани и украшенное вышивкой или цветным сутажом. Бедняки же довольствовались короткой курткой из грубой шерсти.
В музее небольшого ливанского города Бейт-ад-дин можно увидеть мужской костюм, относящийся примерно к 1860-м гг. Этот костюм состоит из кафтана - верхнего шёлкового платья, украшенного золотой и серебряной нитью, ширваля, широкого и длинного пояса и просторной джуббы - пальто с длинными рукавами.
Подобное платье надевали ливанские эмиры при встрече с наместниками османских правителей. Ширина ширваля, пышность огромных манжет или объём самого рукава гумбаза, имевшего разрез до локтя, - все это свидетельствовало о положении в обществе владельца костюма.
В подражание албанским пашам, чьё присутствие стало особенно заметно в период правления Мухаммеда Али (начало XIX в.), в моду вошёл короткий гумбаз, который позднее стал называться кубран; его стали носить и женщины. Женщины застегивали кубран на груди, придав ему функцию корсажа.
У богатых дам он был пышно декорирован жемчугом и золотой нитью. Кроме того, талию подчеркивал увесистый серебряный пояс - зуннар. Женщины из простонародья подпоясывались кусками контрастной ткани, а танцовщицы нашивали на пояс монетки.
У богатых замужних друзских женщин был своеобразный головной убор - тантур, который представлял собой высокий, иногда до 70 см, конус с вуалью, прикреплённой к верхнему концу. Тантур делался из металла, порой из серебра, украшался чеканкой и насечкой. Его не снимали даже ночью. Друзские дамы клали под голову маленькую деревянную колодку, заменявшую подушку и позволявшую сохранить причёску и прикреплённый к ней головной убор.
В XIX в. ливанский костюм подвергся некоторым изменениям. Эмир Башир II призвал своих подданных носить фески - торбуш. Объёмные тюрбаны были заменены фесками из красного фетра с кисточкой, ниспадавшей на плечо.
На рубеже XIX-ХХ вв. в городах европейский костюм начинает вытеснять национальную одежду. Ткани стали терять свой восточный колорит, появились широкие юбки с бантами, короткие бархатные корсажи, тантур уступил место шляпе и прозрачной тонкой шали
Согласно палестинскому обычаю, жених должен подарить невесте три платья, украшенные вышивкой.
Сочетание стежков представляет собой символические пожелания счастья и благополучия. Такой подарочный набор называется кисвех.
Английская исследовательница свадебных обрядов Х. Гренквист наблюдала в 30-х гг. в Палестине сцену возвращения женщин из дома жениха с подарками для невесты.
Все жители деревни сбежались, чтобы оценить щедрость жениха: ведь если платья были куплены у мастериц Бейт-Лахма (Вифлеема), это означало, что он не поскупился.
В приданое палестинской невесты входит платье джилая, которое она должна вышивать в течение нескольких лет.
Обычно в нём богато украшали вшитые клинья, за счёт которых платье расширялось книзу, а также рукава, горловину и грудь.
На платье синего или чёрного цвета красно-зеленая вышивка выглядела очень эффектно.
«Вифлеемским стежком», воспроизводящим крестик, удобно создавать геометрические узоры, но мастерицы умудрялись изображать солнце, луну, звёзды, растения, цветы. Таким образом получался талисман, своего рода оберег.
Благодаря вышивке можно отличить платья, сделанные в Рамаллахе или Газе, где мастерицы предпочитали делать композиции внутри ромбов или треугольников, или в Хеброне, где из треугольников составляли цветы и кипарисы.
Однажды в Дамаске в лавке старьёвщика я увидела туфли, изготовленные из дерева и щедро инкрустированные перламутром.
У каждой туфли были два каблука в форме перевернутой буквы «Т»: один на обычном месте, а другой - под широкой частью стопы, что удерживало ее на одном уровне.
Такая обувь называется каб-каб. Безусловно, ходить в ней сложно, особенно если высота каблука достигает 18 см.
Владелец лавки, марокканец, промышлявший продажей старины в Дамаске и Париже, объяснил мне, что каб-каб предназначены для невесты; в них она становилась выше и стройнее.
Жерар де Нерваль, французский путешественник ХIХ в., отмечал, что «ноги дам, по-турецки сидящих на диване, не знали чулок, на Востоке это добавляет ещё один штрих к женским прелестям.
Женщины, которые очень мало ходят пешком, по нескольку раз в день совершают омовения благовонными жидкостями, не уродуют обувью ступню и добиваются, как известно, того, что их ноги становятся столь же холёными, как и руки; ногти, окрашенные хной, браслеты на щиколотках довершают изящество и очарование этих женщин.
В отличие от европейских, они не приносят себя в жертву сапожнику». Любопытно, что в начале ХI в., когда в Египте правил неуравновешенный халиф из династии Фатимидов, аль-Хаким, сапожникам вообще было запрещено шить женскую обувь
Аравитяне предпочитают длинную белую рубаху - дишдашу - с манжетами, нагрудным кармашком и воротником стойкой.
Последние элементы - результат влияния европейской моды. Такую же рубаху, но из более тонкой ткани и с широкими рукавами саудовцы называют сауб шилаха.
А жители Омана остаются приверженцами традиционного покроя галабеи: без манжет, кармашка и воротничка.
Ворот рубашки, украшенный незамысловатой машинной вышивкой, представляет собой просто отверстие для головы, с разрезом до середины груди.
В Эмиратах большинство мужчин носит дишдашу. У неё практически прямой покрой, для свободного шага боковые швы не застрачивают до конца, оставляя, таким образом, разрез, - в то время как египетская галабея, рассчитанная на более крупных по телосложению мужчин, расширяется уже от подмышек.
Дишдашу шьют чаще всего из ткани белого цвета, но бывают и голубые, чёрные, коричневые и даже полосатые.
Английский путешественник XIX в. Джиффорд Палгреф отмечал, что на восточно-аравийском берегу люди одеваются в более красочные одежды, чем жители пустыни.
«Между обыкновенными чёрными арабскими бурнусами попадаются плащи светло-красные, составляющие, кажется, особенность восточного берега, и башмаки изящного бахрейнского или оманского фасона из ярко-красной кожи имеют более грациозный вид и лучше защищают ногу, чем грубые коричнево-жёлтые произведения недждских башмачников».
Под головным платком - гутрой, который в других арабских странах называется куфией, в Аравии обычно носят маленькую шапочку белого цвета, связанную крючком. Щёголи выставляют её край на всеобщее обозрение. Летнюю гутру, иногда почти прозрачную, делают из хлопка хорошего качества. Сложенная вдвое по диагонали, она хорошо защищает от палящего солнца.
Чаще всего платок носят таким образом, чтобы его крылья свободно накрывали плечи. Зимой носят платок из более плотной ткани, с добавлением шерсти и красным орнаментом, закрепленную на голове угалем (считается, что этот обруч происходит от верёвки, которой бедуин привязывал на ночь верблюда, а днём, свернув, хранил на голове).
Угаль саудовской аристократии представляет собой не обычный двойной жгут, а четыре шнура, перехваченных в нескольких местах золотым позументом. В последние годы можно встретить гутры разных цветов: чёрно-белую, зелёно-белую и т. д.
Интересно, что их производство налажено в Китае, и теперь Поднебесная экспортирует предмет традиционного арабского костюма в страны мусульманского ареала и даже в Европу.
Тюрбаны и чалмы, всё еще достаточно популярные, особенно среди пожилых людей, практически везде имеют местные названия. Но всегда и везде мусульманин будет обёртывать свою голову правой («чистой») рукой, и делает он это всегда справа налево. Мужчина, совершивший хадж, может позволить себе чалму зеленого цвета.
В холодное время, а также по особым случаям аравийские мужчины надевают скроенный из двух полотнищ ткани плащ бишт, напоминающий бурку. Его швы и края отделываются декоративной тесьмой или позументом.
Жительницы Эмиратов появляются на людях в абайе - длинном платье, чаще всего из чёрной или иной тёмной ткани. На побережье в ходу более лёгкие ткани японского или китайского производства, во внутренних районах по-прежнему носят платья из домотканого полотна.
Под абайей может быть надето более лёгкое традиционное платье гандура, украшенное вышивкой из золотых и серебряных или из цветных и серебряных нитей. Попав на женскую половину богатого дома, можно с удивлением обнаружить, что состоятельные арабские женщины заказывают наряды в парижских домах моды. Но ношение моделей haut coutur не выходит за пределы частных домов или даже личных покоев.
Обычно под гандурой женщина носит ширваль. Вне дома на голову повязывают большой чёрный платок или шаль - шела, а лицо дополнительно закрывают плотным чёрным газом - гишуа, который, однако, не мешает женщине видеть всё вокруг.
В сельской местности, а также в городских семьях строгих правил женщина носит полумаску - быргу (любопытно, что точно так же называется кожаный колпачок, надеваемый охотниками на голову прирученного сокола) с закреплённой на ней тканью, закрывающей нижнюю часть лица.
В северных районах Саудовской Аравии бедуинки используют узкую полоску чёрного материала, закрывающую рот и подбородок, - мильфу.
По материалам Журнал Вокруг света №12 2003
Когда мы представляем себе мусульманку, часто в нашем воображении возникает образ покорной восточной женщины, как правило в черном одеянии. В памяти всплывают кадры из советского хита 70-х - кинофильма «Белое Солнце пустыни», когда Петруха все пытался «открыть личико» Гюльчитай, облаченной в длинную до пят паранджу. Паранджа в Средней Азии, чадра в Турции - это все местные названия хиджаба. Сосотоит она из платка или шарфа (шеля), накидки поверх одежды (абаи), вуали из тонкой ткани с прорезью для глаз (гишна), полумаски, которую носят обычно пожилые женщины (бурга). А наряд, полностью закрывающий лицо, оставляя лишь открытыми глаза, называется никаб.
В современном мире ношение хиджаба изменяется в зависимости от страны, в которой живут мусульмане, или от степени их религиозного понимания и сознания. В Арабских Эмиратах местные молодые женщины предпочитают носить модные абаи, покрывая голову тонкой воздушной шелой, пожилые женщины носят цельный наряд, покрывающий фигуру с головы до пят. Приезжие арабки или мусульманки других стран - цветные или прозрачные косынки. Многие молодые современные девушки-мсульманки могут появляться на людях с непокрытой головой.