притчи о море

Jun 21, 2013 19:19



Не забываем о тесной связи арабов и моря!
Об этом мы уже выкладывали информацию чуть раньше.
Причём, не один, а несколько постов.

И вот в контексте суфийских притч, выложим здесь несколько, в которых описано море или морские путешествия. Кораблекрушения и их последствия в том числе!
Итак,


ЖЕМЧУЖИНА

Дождевая капля, оторвавшись от тучи,
Устыдилась, увидев море.
«...Кто же я, если таково море?» - спросила она.
Когда она взглянула на себя оком смирения,
Раковина взлелеяла её в своих объятиях.

Слоновье мясо

Ибрагим Хавас, суфий Х века христианской эры рассказывал эту историю, чтобы проверить уровень понимания изучающих суфизм.


«...В компании нескольких суфи я плыл на корабле по морю, как вдруг, наш корабль потерпел крушение, и я с несколькими товарищами едва смог достичь отдаленного берега. Мы не знали, где мы оказались, к тому же у нас не было ни крошки еды с собой.

Похоже было, что мы все погибнем, потому что дни проходили за днями, и помощи ждать было неоткуда.
Мы обсудили свое положение и решили, что каждый из нас даст обет совершить что-либо доброе или воздерживаться от чего-то злого, что отдаляет его от Господа.

Таким образом, думали мы, наша искренность может стать средством нашего спасения.
И вот каждый произнес свою клятву: один клялся, что с сегодняшнего дня он начинает пост, другой обещал молиться каждый день больше, чем любой другой, третий брался совершить паломничество пешком. Каждый пообещал отказаться от каких-то желаний либо сделать что-то, что требует религия.
И вот очередь подошла ко мне, и все спросили меня, что я скажу в свою очередь.
Я уже собрался произнести свою клятву, как вдруг что-то пришло мне в голову, и я, не раздумывая, сказал: «Я не стану есть слоновьего мяса!»

Все зашумели на меня:
«Сейчас не время для шуток и баловства! Мы находимся на грани жизни и смерти!»
Я отвечал:
«Клянусь Богом, я не имел в виду ни того, ни другого. Пока вы говорили, я продумал обо всех хороших вещах, что я могу сделать, и о плохих, от которых я могу отказаться, - но что-то удержало меня от того, чтобы выбрать одну из них. То, что я сказал, пришло ко мне просто, без раздумий, и я верю, что это божественная мудрость вложила слова в мои уста».

Мы решили углубиться далеко вглубь берега, и, оговорив, что все, что будет найдено - будет разделено поровну, мы, назначив место встречи, разделились и двинулись в путь.
..Вскоре мои товарищи заметили молодого слона, и решили, что его мяса нам вполне хватит, чтобы не умереть с голода.
Слона убили и его мясо приготовили на костре.

Хотя мне много раз предлагали разделить пищу, я отказался со словами:
«Все вы были свидетелями того, как я клялся воздерживаться именно от этого. Возможно, Бог вложил мне эту клятву в уста с тем, чтобы я умер, но я все равно не могу ее нарушить»

И вот, когда всё поели и улеглись спать, мы были разбужены трубным голосом разъяренного слона.

Огромное животное мчалось на нас, и от его топота тряслась земля.
В ужасе мы упали на землю, в полной уверенности, что все мы погибнем. Каждый из нас принялся повторять слова молитвы, как делает любой человек перед лицом смерти.
И вот слон, подбежав к нам, протянул свой хобот, и принялся обнюхивать нас по очереди, и, учуяв запах жареного мяса в гневе топтал человека.
Я лежал на земле, повторяя свою Шахада (Символ веры) в смертельном ужасе.
Слон обнюхал меня, потом ещё и ещё, тщательнее, чем моих спутников. Потом он обхватил меня хоботом, и я подумал, что он собирается убить меня каким-то особенным образом. Но он посадил меня к себе на спину, и тронулся прочь, то медленным шагом, то переходя на бег.
На спине слона было очень жестко и неудобно, но всё же я обрел надежду на то, что мне удастся вскоре бежать. На рассвете слон снял меня со спины и поставил на землю, после чего развернулся и скрылся туда, откуда пришел.

Я так и не понял причины его поступка, к тому же я до сих пор был полон страха.
В благодарности за спасение я вознес хвалы и молитвы господу. И, когда я почувствовал, что солнце взошло высоко, я осознал, что нахожусь на обочине широкой дороги. Я пошел вдоль неё, и вскоре прибыл в населенный город, где и рассказал свою историю, и люди были очень удивлены, так как место, где мы потерпели кораблекрушение, было в нескольких днях пути от их города.
После этого я провел несколько дней в городе, восстанавливая силы, после чего вернулся домой в целости и сохранности...»




Мудрость Всевышнего

Однажды у Насреддина украли тысячу акча.
Мулла отправился в мечеть и до самого утра слезно молился, чтобы Аллах вернул ему деньги.

Как раз в это время один из местных купцов, захваченный на корабле бурей и пообещавший в случае благополучного спасения пожертвовать мулле деньги, исполняя обет, подарил ему тысячу акча. Рассказав ему, что с ним случилось на море, купец прибавил:
« - Вот благодаря вашему заступничеству и помощи я чудесно спасся.»

Насреддин немного подумал, а потом сказал:
« - Чудны дела твои, Господи! Сперва отдать кому-то тысячу акча, а потом, для того, чтобы вернуть их, насылать бурю, заставлять человека давать обеты... Трудно придумать такой странный и окольный путь. Да, человеческому уму не постигнуть неисповедимых тайн всевышнего!
Для человека разумного нет большего чуда: деньги мои пропали здесь, а нашлись в море.
Благодарение Господу за его милости и щедроты!»

Мантия мореплавателя

Однажды давным-давно некий мореплаватель был вынесен на обломках кораблекрушения на никому не известный, затерянный в океане остров. Он был в полном беспамятстве, когда добросердечные аборигены вытащили его на берег и выхаживали, пока он не пришёл в себя.

Прожив некоторое время среди этих людей, он стал замечать в их поведении нечто весьма странное.
По сравнению с ним, у них была очень короткая память. Из-за этого им стоило большого труда запоминать пережитый опыт, сравнивать свой опыт с опытом других своих собратьев и передавать его друг другу.
В результате, каждое новое поколение вынуждено было учиться всему заново, и во многих случаях каждому островитянину требовалось многократно переживать одно и то же, прежде чем он извлекал какую-либо пользу из своего опыта.

Мореплаватель заметил также, что мантия, которая была на нём, когда он оказался на острове, способствовала сохранению его собственной памяти, и лишь только он снимал её, как память сразу же заметно слабела. Тогда он осознал, что мантия неизвестным образом защищала его от воздействия местного климата, который вызывал и поддерживал в человеке нарушение памяти.

Итак, эта мантия стала для островитян, что называется, почётным облачением пришельца.
Почтением же люди прониклись к нему, главным образом, из-за его способности помнить. А он стал конструировать мантии наподобие своей, убеждая всех носить их.
Однако это противоречило местным обычаям и, кроме того, многие просто не смели облачаться в мантию, которая была для них связана с великой «силой» и превосходством пришельца.
Некоторых всё же удалось убедить облачиться в мантию.
И действительно, облачённые в мантию люди восстанавливали свою память, но только при условии, что вместе с этим они прилагали усилия по вспоминанию, которые многие, конечно же, забывали совершать.

А большинство по-прежнему не носило никаких мантий или же носило их, но при этом не делая необходимых усилий по вспоминанию, так что, в конце концов, всё, что сохранилось от этого знания и его практического применения, сводилось к вошедшим в обиход фразам, на местном языке звучавшим так: «Принять мантию» или «Быть пожалованным мантией», что означало принятие особого ранга и власти.
Как и все люди на свете, аборигены путали знаки отличия и власть, изящество и престиж со способностью, которая лежит в основе всего этого.

Остров по-прежнему находится на том же месте, и его по-прежнему населяют те же люди.
Мореплаватель же со временем снова отправился в путь.
Мантии продолжают выполнять декоративную, ритуальную и возбуждающую эмоции функцию, которую люди считают теперь вполне разумной.

Путешествие на корабле или без него

Если вы бросаетесь в море, не имея никакого руководства, это чревато большими опасностями, ибо люди склонны ошибочно принимать то, что возникает внутри них самих, за нечто, возникающее извне.
С другой стороны, если вы отправляетесь в морское плавание на корабле, это тоже опасно, ибо вы рискуете развить в себе привязанность к средству передвижения.
В одном случае - цель неизвестна и нет руководства.
В другом - средство становится целью, и нет достижения.

Ниффари

Рыба и Океан

В океане жила-была рыба, обычная рыба.
Только однажды она слишком много наслышалась об Океане, и решила, что должна потратить все силы своей жизни, но попасть туда.
Рыба начала обращаться к разным мудрецам, и хотя многим из них нечего было сказать, они говорили всякую чепуху, чтобы поддержать свой авторитет «гуру».

Так, одна мудрая рыба сказала, что достичь Океана очень и очень непросто.
Для этого сначала нужно практиковать определенные позы и движения первой ступени восьмеричного пути безупречно двигающих плавниками рыб.
Другая рыба-гуру учила, что путь в Океан лежит через изучение основ миров просветлённых рыб.
Третья учила, что постижение Океана очень и очень сложно, и только очень немногие рыбы когда-либо достигали этого. Единственный путь - это повторять всё время мантру «Рам-рам-рам...» и только тогда откроется путь к Океану.

И как-то раз вконец уставшая от разнообразных поучений рыба поплыла в заросли водорослей.
И там она встретила совершенно обыкновенную неприметную рыбу.

Услышав о нелегких исканиях, она так учила рыбу-искателя:
« - Океан, который ты ищешь, всегда был, есть и будет рядом с тобой. Он всегда кормит, оберегает, окружает своих обитателей. И ты тоже являешься частью Океана, только ты этого не замечаешь. Океан и внутри тебя, и снаружи тебя, и ты - его любимая часть».

А всё рыбы - это волны этого великого Океана!




Я её лучше знаю

К Мулле прибежали люди, чтобы сказать, что его тёща упала в реку.
« - Её унесет в море, потому что здесь очень сильное течение» - кричали они.
Не медля ни минуты, Насреддин нырнул и поплыл вверх по течению.
« - Не туда! - закричали все. - Плыви вниз по течению! Только в ту сторону может унести человека.»
« - Послушайте, - задыхаясь ответил Мулла. - Я-то знаю мать своей жены. Если всех уносит вниз по течению, то её надо искать вверх по течению.»

И наконец,

Величие моря

...Волны царственно бились о скалы, тёмно-синие, с белоснежными гребнями пены...
Увидев это зрелище впервые, Мулла Насреддин был на мгновение ошеломлен.
Затем он подошел поближе к берегу, зачерпнул горсть воды и попробовал.
« - Подумать только, - сказал Мулла, - столько претензий - и не годится для питья!»

См.: http://pritchi.in/sufiyskie.php
http://pritchi.castle.by/main-5.html
http://www.edinstwo.narod.ru/suf.html
http://саморазвитие1.рф/Sufizm/Pritchi.php
http://lizard.jinr.ru/~tina/world/pritchi/sufiski/prt001.html
http://www.e-reading-lib.org/bookreader.php/96748/Rumi_-_Doroga_prevrashcheniii._Sufiiiskie_pritchi.html

дневники Синдбада, фольклор, суфизм, тексты

Previous post Next post
Up