Оригинал взят у
assalam786 в
НЕМНОГО ОБ АБДЖАДЕ Системой абджад широко пользуются на Востоке для шифрования, передачи тайных значений слов, изготовления амулетов и других магических инструментов. Использовали абджад и суфии.
Как известно, код абджад предполагает, что каждой букве арабского алфавита соответствует определенное число. Данный принцип легче рассмотреть на примере, который Идрис Шах приводит в книге "Суфии", главе про великого суфийского поэта Аттара:
"Аттар - это псевдоним поэта, означающий в переводе "Химик" или "Парфюмер". Большинство историков считает, что он избрал это имя потому, что его отец владел аптекой, но суфийская традиция гласит, что в этом слове скрыт тайный смысл. Применив обычный способ расшифровки с помощью системы Абджад, известной почти любому человеку, знающему арабский или персидский языки, мы можем заменить буквы слова "Аттар" следующими цифрами:
А (айн) = 70; Та = 9; Та = 9; Алиф = 1; Ра = 200.
Эти буквы необходимо привести в определенный порядок в соответствии с правилами семитской орфографии. Хисаб аль-Джамаль (обычный способ подстановки букв и цифр) является простейшей формой употребления системы, применявшейся во многих поэтических псевдонимах. При этом необходимо, прежде всего, сложить числовые значения букв (70 + 9 + 9 + 1 + 200), что дает в сумме число 289. Для получения нового "скрытого" трехбуквенного арабского корня следует (опять же в соответствии с обычными методами) разложить сумму на десятки, сотни и единицы: 289 = 200 +80+9.
Эти цифры соответствуют следующим буквам:
200 = Р; 80 = Ф; 9 = Т.
Теперь необходимо найти по словарю те слова, которые соответствуют какой-либо комбинации из этих трех букв. Арабские словари составляются по корневой системе, поэтому сделать это будет нетрудно.Из трех полученных букв можно составить такие корни: РФТ, РТФ, ФРТ, ФТР, ТФР и ТРФ. Единственным корнем, значения которого связаны с религиозными, внутренними или тайными вещами, является ФТР."
Ну и далее Шах объясняет многогранные значения корня ФТР.
В ходе перекодировки из корня АТР получился, путем "алгебраического", как выразился Идрис Шах, преобразования, совсем другой корень.
Мне долго не давал покоя вопрос - причем здесь алгебра? По какому принципу буквам присваивались числовые значения? И есть ли за этим какой-то более глубокий смысл, помимо чисто механического? Одна идея по поводу данного вопроса посетила меня во время наблюдения за звукозаписывающей аппаратурой - там, знаете, бывает такой экранчик, а на нем записываемая музыка отображается в виде осциллирующего графика.
Звук, обозначенный арабской (или любой другой) буквой - это колебание, акустическая энергия. Эту энергию можно представить в виде графика, математической функции. Разные звуки имеют разный уровень акустической энергии, соответственно, графики их функций будут выглядить по-разному. Точно так же по-разному будут выглядеть акустические графики отдельных слов - сочетаний звуков. Вопрос: как сравнить акустическую энергию двух слов? По-видимому, нужно суммировать значения энергии составляющих эти слова звуков, посчитав интеграл функции.
На этой картинке площадь, закрашенная синим и желтым цветами, является интегралом функции f (x). Представим (чисто для примера), что функция f (x) на этом рисунке изображает колебания звука при произнесении слова "Аттар". Интеграл функции слова "Аттар" будет представлять его акустическую энергию. Мы знаем, что он равен 289.
Теперь, зная, чему равен интеграл функции "Аттар", мы вполне можем найти эквивалентные функции, интеграл которых также равен 289. Одно из них было обозначено в цитате Идриса Шаха - это корень РТФ. Пусть при этом звуковой график корня РТФ будет выглядеть совсем по-другому, например, вот так:
Интеграл этой функции закрашен серым цветом и обозначен буквой s.
Графики двух функций внешне совершенно не похожи друг на друга, так же, как не похожи звучания двух слов с разными звуковыми колебаниями. Но у них есть общий знаменатель - суммарное энергетическая составляющая, или интеграл. В энергетическом смысле корень АТР эквивалентен корню РТФ, поскольку интегралы их звуковых функций равны.
Если у кого-то трудности с алгеброй, могу проиллюстрировать то же самое на примере геометрии.
Представьте, что у вас 289 кубиков. Каждый кубик соответствует единице измерения акустической энергии. Вы можете построить из кубиков разные геометрические фигуры. Например, что-то похожее на квадрат. Пусть эта геометрическая фигура соответствует имени «Аттар». Потом вы разбиваете эту фигуру опять на кубики и из них же выкладываете другое слово - соответствующее корню РТФ. Это будет уже не квадрат, а, скажем, крест. Кубиков все равно 289, а восприятие явления уже другое.
Почему суфии применяли (и применяют) абджад? Для шифрования и передачи тайных посланий - да, безусловно... но не это главное.
Абджад - пример того, как суфийские техники применяются для достижения того, что называется «холистическое (целостное) восприятие». Одна из черт холистического мышления - это когда непохожие явления воспринимаются как частные проявления единого целого.
Звук, цвет, тактильное и зрительное воздействие, производимые явлением - суть одна и та же вибрация, воспринятая разными органами чувств. Как научиться воспринимать сущностную вибрацию явления, не «застревая» на его внешних атрибутах? Нужны специальные упражнения, позволяющие с этой сущностной вибрацией соприкоснуться.
Суфийская кодировка (и раскодировка) по системе абджад была направлена на развитие данной способности. Когда человек имеет дело с глубинным качеством явления, которое я обозначила математически понятием «интеграла функции звука», он активизирует ту самую зону своего мозга, которая отвечает за целостное, холистическое восприятие.