Ислам и его влияние на образ жизни мусульман

May 23, 2013 19:04



ИСЛАМ - вера и общество

Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для ислама во все времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда идеологи и политики, выступающие под лозунгом ислама, пытаются, как можно больше людей объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев своих отцов.

Знание основ мусульманской религии весьма различно у различных слоев населения и в разных странах традиционного распространения ислама. Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха».

Здесь кратко выражены два главных догмата ислама:
существует единый, единственный, и вечный всемогущий бог - Аллах;
своим посланником Аллах избрал араба из Мекки, Мухаммада, через него бог передал людям текст священной книги - Корана, его руками он основал общину верующих (умма).
За 14 веков из небольшой группы Аравии она превратилась в многомиллионную массу людей разных национальностей, разных языков, разных социальных слоев и культурных ориентации.

Величие бога - Аллаха - выражено во многих формулах, хорошо известных всем мусульманам и часто повторяемых ими в речи, молитвах, бытовых восклицаниях а также постоянно встречающихся в изящной вязи арабского письма, на памятниках мусульманской архитектуры в Азии, Африке, Европе и Америке: «Аллаху акбар» - «Аллах самый великий!» и т.д.

Кратчайшее изложение главного догмата ислам содержится 112 суре (главе) Корана:
"Во имя Аллаха милостивого и милосердного! Скажи: «Он - Алла единственный, Аллах могучий. Не рождал и не был рожден и не было никого подобного ему, никогда»".

По мусульманской доктрине, люди, не исповедующие ислам, «неверные», среди них иудеи и христиане выделяются особо как ахль аль-китаб, т.е. «люди Писания».
Согласно Корану они верят якобы в того же бога, что мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников Моисей (Мусу), Иисуса (Ису), которые несли людям слов божье. Однако люди исказили и забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммада, своего последнего пророка, с божьим словом - Кораном.
Это была как бы последняя попытка наставить людей на праведный путь, последнее предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд, когда всем людям будет воздано по их делам - они попадут в райские сады или в адский огонь.

Эти основы религии знает всякий мусульманин, и образованный и неграмотный.
Почти всякий знает и «пять столпов» ислама, пять главных обязанностей верующего.

Первый из них - молитва (салят).

Молитва мусульман состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных религиозных формул.
Мусульманину предписано пять молитв в сутки; свершать их можно и дома, и в мечети, и в поле.

Молитве предшествует ритуальное омовение.

Пятница является днем всеобщей молитвы, когда все мусульмане должны собираться на коллективную молитву в главную мечеть города, села, округа. Мечеть (масджид) - и место моления, и помещение для религиозных школ, и центр религиозных проповедей и диспутов.

Далее мнения делятся.
Одни вводят в число столпов Джихад (см. ниже),
другие же придерживаются мнения, что именно Шахада является одним из столпов, и притом первым!

Шахада - это и есть ключевая формула Ислама:
`Ашхаду ан ля ил`яха `илля Лл`аху уа `ашхаду `анна Мух`аммадан ра`сулю Ллахи:
«Свидетельствую, что нет Божества кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад - Посланник Аллаха»
Повторенная неверным трижды, она автоматически делает его одним из правоверных (со всеми вытекающими). С точки зрения ислама, с момента произнесения шахады в Божественном Присутствии («с искренностью в сердце») человек считается мусульманином и должен соблюдать и остальные постановления шариата и Сунны, по крайней мере те, которые ему известны, а в случае неизвестности нужно следовать рациональным и мирным принципам.

У шахидов к формуле добавляется ещё и присказка: «...и Али - друг Аллаха» (намекая на первого Имама - праведного халифа Али ибн Абу Талиба)

Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум).

Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений.
В период поста мусульмане ежедневно от восхода солнца (еще до рассвета необходимо принять последнюю трапезу, как правило не позднее чем за 1,5-2 часа до восхода солнца) и до его заката воздерживаются от принятия пищи, питья и интимной близости.

Всё время должно быть в принципе посвящено человеком Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми размышлениями. Специфика поста в исламе заключается в том, что ограничивает не состав пищи, как в христианстве, а время её принятия.

Главным и обязательным для всех, кроме больных, путешествующих и т. д., является Священный пост в месяц Рамадан; кроме того, существует еще дата, в которой поститься желательно.
Кроме обычных пяти молитв каждую ночь, индивидуально или коллективно, совершается предусмотренный только во время Рамадана дополнительный Намаз, называемый таравих.
В дни Рамадана трапезничают только после захода солнца, после вечерней молитвы.
Это разговение именуется Ифта́р (араб. إفطار‎‎). Разговляться по Сунне начинают финиками или водой.
Утром же, на заре, перед молитвой фаджр до восхода солнца, допускается рассветный приём пищи, именуемый Сухур (араб. سحور‎‎). Он гарантирует особое вознаграждение Аллаха.

Приём лекарства тоже входит в категорию принятия пищи. От этого воздерживаются.
Зато, если по какой-то причине человек вынужден прервать саум, он обязан возвестить об этом и поклястся восполнить этот срок пощением в другое время по окончании официального времени поста.

Конец месяца рамадан и соответственно месячного поста отмечается праздником разговенья, вторым по значению праздником в исламе.
Он именуется у арабов Ид аль-Фитр, а в Средней Азии - Ураза-байрам.
Верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» (благословенного праздника!). Накануне и в день праздника собирается обязательная милостыня (закят). Собранные средства идут в пользу общины (малоимущим, путникам и др.) в виде денег либо в виде сухих продуктов питания.

В день праздника мусульмане совершают праздничную ритуальную молитву (ид-намаз), надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда, а после праздничной молитвы накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные гостевые визиты с подарками, радуются и веселятся.
В счастливый для всех мусульман день праздника дети принимают участие в различных играх, посещают соседей, которые раздают им сладости. В это время принято также посещать могилы близких, раздавать пожертвования бедным, дарить подарки и просить друг у друга прощения.




Четвертой обязанностью каждого мусульманина является хаддж - паломничество в Мекку (с оговоркой - если у него есть к тому физическая и материальная возможность), прежде всего к Каабе, главной святыне ислама.
Кааба - небольшое здание, в юго-западной угол которого вмурован «черный камень» (издревле хранящийся тут метеорит) - по преданию, посланный Аллахом с неба людям как знак своего могущества и благоволения.

Паломничество совершается в месяце зу-ль-хидджа, который, как и рамадан, является месяцем лунного календаря и потому приходится на разное время года.
Паломники, надев специальные белые одежды, и пройдя церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественные процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой о пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия.

Хаджж завершается праздником Ид аль-Адха, а в Средней Азии - Курбан-байрам, во время которого в память о жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных животных. Праздник жертвоприношения является кульминацией хаджа в Мекку.


Накануне паломники восходят на гору Арафат, а в день Жертвоприношения совершают символическое кидание камнями и таваф (семикратный обход вокруг Каабы).
ТАВАФ: паломники семь раз обходят Священный камень против часовой стрелки (при этом первые три круга следует пробежать или пройти быстрым шагом). Во время обхода Каабы совершается поклонение её «иракскому» и «йеменскому» углам (целование, прикосновение рукой, произнесение особых молитв).
По окончании семикратного обхода паломники подходят к месту входа в Каабу, прижимаются к нему всем телом, поднимают правую руку в сторону входа и произносят молитву, прося милости и прощения за прегрешения.
В заключение совершается молитва с чтением двух сур Корана - 109-й («Неверные») и 112-й («Очищение»). Завершив обход Каабы, паломники направляются к плите «стояния Ибрахима» (макам Ибрахим) и совершают там молитву.
Окончание хадджа является главным мусульманским праздником, который отмечается молитвами и жертвоприношениями по всему мусульманскому миру.

Люди, совершившие хаддж, носят почетное прозвище хадджи (в Средней Азии чаще Ходжа) и пользуются уважением родных в своих родных местах. Отличительным признаком хадджи является зелёная чалма.

Пятой обязанностью мусульманина является закят - обязательный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих.
Кроме того, каждому мусульманину предписывается еще и садака - добровольные пожертвования и милостыня.

Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина. Так, мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры (майсир).
Ислам запрещает ростовщичество - риба.

Конечно, не все эти и другие правила строго соблюдаются, но время от времени, в частности в семидесятые годы нашего века, в различных мусульманских государствах усиливается контроль, за соблюдением культовых правил, например поста в рамадан.

На самом деле все эти социально-экономические регуляторы справедливости внутри исламской общины с самого начала были и остались благими пожеланиями. Закят быстро стал обычным государственным налогом, садака шла на нужды религиозного культа, запреты на ростовщичество легко обходились оформлением дачи денег в рост как совместного финансового предприятия кредитора и должника.

Иногда к «столпам ислама» причисляют джихад.
Слово это означает полную отдачу мусульманином своих сил, возможностей, времени и, если надо, жизни для торжества своей религии.

В большинстве случаев в средние века это сводилось к участию в вооруженной борьбе с "неверными", а значение термина - соответственно к понятию «священная война», и такое его понимание стало традиционным для европейцев. На самом деле понятие джихад значительно шире, и именно в таком широком значении оно употребляется сейчас в мусульманском мире, в частности резолюциях и постановлениях различных общемусульманских конференциях.

Почти каждый мусульманин знает хотя бы несколько фраз из священной книги ислама - Корана, хотя многие значения этих фраз не понимают. Коран произносился и записан по-арабски.
В ритуальных целях он используется в арабском оригинале.
Для мусульман Коран - прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммаду, а через него ко всем людям.
В проповедях Корана и простые мусульмане, и богословы ищут ответы на вопросы частной жизни и жизни общества, текстами Корана оправдывают свои поступки.




Ислам является очень широкой по охвату системой социального регулирования.
Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно значимыми.

Мужчина становится мусульманином после того, как над ним в раннем возрасте совершается обряд обрезания.
Заключение брака совершается в присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется чтением священных текстов Корана.
Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для женщины осложнен, но тоже возможен.

Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее время на практике многоженство встречается относительно редко, а в некоторых мусульманских странах оно несколько ограничено законодательством.

Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба, головой к Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мёртвые в День Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить за свои дела и намерения.

Мужчины-мусульмане должны ходить с покрытой головой.
Для этого служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы - шарфа, особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин.

Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются чётки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху.
В исламе многократное восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти «прекрасных имен» считается благочестивой обязанностью.

Наиболее значительной и по сей день является система богословия, созданная аль-Аш'ари (10в).
В 7-10 вв. сложились и основные толки фикха, обычно трактуемого как «мусульманское каноническое право». Эти системы теоретических и практических принципов шариата - праведного образа жизни мусульманина.
Именно фикх стал основой социальной системы ислама.
В настоящее время сохранилось, да и в средние века, относительно незначительное число людей знало тонкости догматики, а правила фикха всегда были обязательным предметом обучения в семье и в школе, предметом ученых и неученых споров и бесед, столь характерных для быта жителей мусульманских городских кварталах.
В трудах по фикху, составляющих наиболее многочисленную группу средневековых арабских рукописей, регламентируются поведение в быту и в обществе, имущественные отношения, правила торговли, отношения в семье, брак.

В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отразились понятия патриархально-родового уклада.
Женщина - подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины.



Вместе с тем в Коране признаются человеческие и гражданские права женщины:
осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права женщины - право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.

В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же патриархально-родовой уклад.
Все мусульмане равны перед богом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом.
Обязательный налог в пользу бедных, призван как будто смягчать имущественные противоречия; однако частная собственность защищается Кораном.
Торговая прибыль объявляется вполне законной, ростовщичество же осуждается: «Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (2: 276), что, по-видимому, является результатом компромисса между интересами торгового класса и массы земледельцев и кочевников, страдавших от ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено.

С 6 - 7 вв. и по сей день концепция шариата - пути к богу через выполнение всех правил Закона - уживается с концепцией тарика, теоретической основой суфизма, согласно которой некоторые люди могут заслужить благоволение Аллаха и даже приблизиться к нему и познать его через состояние экстаза, венчающего жизнь, которая строится по особым, отличным от будничных правилам благочестия и аскетизма.




Этика ислама довольно элементарна.

Предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т.п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства, нет.

Эти-то особенности мусульманства, порожденные самими условиями его возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в борьбе, преодолевая сопротивление родоплеменной аристократии, склонной к сепаратизму восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам довольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из кризиса: завоевание новых земель.

Таким образом, для понимания исторической социальной роли ислама важна проблема соотношения государства и духовенства.
В исламе нет и церкви, служащей посредником между человеком и Аллахом, ни духовного сословия, обладающего особой благодатью; духовная и светская власть в исламской теории, да отчасти и на практике - нераздельны.

(по материалам сайтов findhistory.ru и http://www.newreferat.com/ref-3657-3.html)

ментальность, основы, религиозное, уклад, на заметку, социум

Previous post Next post
Up