Jul 13, 2012 21:13
Владимир Ахмедов
Башар Асад - от рассвета до заката.
Кадровая реформа в структурах «реальной власти»
Молодого сирийского лидера явно не могли устроить вялые темпы процессов модернизации в стране, что усугубляло и без того сложные демографические и социально-экономические проблемы и ставило под вопрос дальнейшую судьбу реформ и стабильность власти. Б. Асада беспокоил тот факт, что реальные рычаги власти оставались под контролем прежней правящей элиты, многие влиятельные представители которой, продолжали монопольно пользоваться в своих интересах крупными финансовыми потоками в стране. При существовавшей расстановке сил подлинные сторонники реформ не могли набрать достаточного политического веса, чтобы переломить сложившуюся ситуацию.
Большинство партийных функционеров низшего и среднего звена в возрасте 30-40 лет были склонны увязывать процесс кадровых перестановок на высшем уровне руководства партии и государства со сменой поколений, а не политическими предпочтениями. Они подчеркивали, что их поколение более современно, более технически развито, более открыто миру. Они сетовали, что кроме Б. Асада их слой слабо представлен в высших эшелонах власти и настаивали на необходимости «улучшить качество» руководящего состава партии и государства. Это, однако, не свидетельствовало о том, что новое поколение имело альтернативный план, отличавшийся кардинальным образом от планов предшественников. В своем интервью спутниковому каналу «Аль-Арабия» 9 июня 2003 г. Б. Асад прямо говорил об этом. Если «старая гвардия» стремится сохранить свои интересы, то «новая гвардия» - это, возможно, те, кто хочет быть вместе с ними и делать то же самое», - подчеркнул сирийский президент. На самом деле, основная проблема заключалась не столько в противоречиях между «старой» и «новой» гвардиями, сколько в необходимости осуществить кардинальные изменения в прежних структурах реальной власти.
Первым серьезным шагом в этом направлении стала отставка 11 мая 2004 г. «несменяемого» министра обороны САР корпусного генерала первой степени М. Тласа (находился на этом посту с 1974 г.). Данное мероприятие готовилось постепенно. Однако с началом войны в Ираке Б. Асад был вынужден предпринять более решительные меры. Уже 21 апреля 2003 г. Б. Асад издал закон №18, 166 статья которого устанавливала жесткие ограничения по возрасту для высшего командного состава армии и спецслужб, а также пересматривала прежние положения о продлении сроков воинской службы, сохранении в запасе и заключении гражданского контракта. Согласно этой статье для военнослужащих в звании от полковника и выше устанавливались следующие возрастные пределы: корпусной генерал первой степени - 62 года, корпусной генерал - 60 лет, дивизионный генерал - 58 лет, бригадный генерал - 56 лет и полковник - 54 года. Одновременно допускалось двукратное продление срока службы не более чем на 2 года в соответствии с особым указом президента. Раньше, например, бригадный генерал мог занимать должность до 58 лет, затем ему, как правило, продляли срок службы еще на 2 года. Прежде служба высших офицеров всех званий ограничивалась определенным числом лет, в течение которых он мог находиться в одном и том же звании без повышения. Бригадный генерал - 10 лет плюс 2 года продления. Затем этот срок сократился до 8 лет плюс 2 года продления. Дивизионный генерал - 10 лет, корпусной генерал - 15 лет. Новый закон вводил также определенные изменения для офицеров (40 лет и старше), которые хотели поступить на курсы высшего комсостава, что служило основой их дальнейшего повышения в звании и продвижения по службе. Прежде поступать на такие курсы (срок обучения 13 месяцев) могли офицеры в звании не ниже дивизионного генерала. Еще в 1998 г. Х. Асад планировал снизить планку для абитуриентов до полковника или бригадного генерала. Новый закон был явно нацелен на то, чтобы освободить командные должности для среднего офицерского звена и побудить их активнее овладевать премудростями современной военной науки.
Сроки выхода на пенсию начальника генерального штаба и министра обороны регламентировались новым законом особо. Им разрешалось оставаться на военной службе до 70 лет без учета ограничений по званию. В связи с тем, что на момент принятия данного документа возраст М. Тласа превысил указанный рубеж, в законе было сделано особое дополнение, в соответствие с которым президент в качестве исключения мог продлить срок службы министра обороны еще на 2 года. Несмотря на это, в армии хорошо осознавали, что принятие данного закона означает, что, во-первых: дни М. Тласа на посту министра обороны сочтены, во-вторых: президент вряд ли пойдет в дальнейшем на другие исключения. Силовые структуры получили недвусмысленный сигнал президента о том, что уже в ближайшие 1,5-2 года он намерен существенно омолодить кадровый состав армии и спецслужб, продолжая кадровую политику своего отца, суть которой сводилась к «транспарентности» кадровых перемещений в армии, когда любое выдвижение на руководящие посты должно было производиться, прежде всего, с учетом выслуги лет и старшинства по званию. Став президентом, Б. Асад на деле продемонстрировал свое намерение следовать курсом Х. Асада при кадровых назначениях в армии. После отставки М. Тласа пост министра обороны занял Х. Туркмани, а начальником генерального штаба стал А. Хабиб.
Таким образом, Б. Асад демонстрируя свое намерение омолодить кадровый состав армии и спецслужб, старался делать это весьма деликатно и осторожно, исходя из особенностей развития внутренней обстановки в стране и складывающейся вкруг Сирии внешнеполитической ситуации. Характерно, что положения статьи 166 закона №18 стали применяться только в июле 2004 г. в соответствии с особым декретом президента. Так, 18 июля 2004 г. в отставку ушел заместитель начальника генерального штаба, корпусной генерал А. Сайяд, которому к этому времени исполнилось 64 года. На очереди был другой заместитель начальника генерального штаба, корпусной генерал Ф. Исса (14 апреля 2004 г.), а также заместитель министра обороны корпусной генерал А. Наби (8 декабря 2004 г.)
Сложнее обстояло дело с сирийскими спецслужбами, где...(продолжение следует)
армия,
Асад,
Сирия,
М. Тлас,
Ирак,
спецслужбы