May 13, 2012 10:43
Владимир Ахмедов
«Арабская весна» на Ближнем Востоке
(продолжение) Как было показано выше, важные политические события, охватившие арабские государства Ближнего Востока в XX веке, затронули различные сферы эко¬номической, политической и духовной жизни арабов. Это при¬вело к серьезным сдвигам в сознании людей и способствовало созданию материальных предпосылок для формирования но¬вых элементов общественно-политического сознания. Все это на¬ложило определенный отпечаток на процесс эволюции совре¬менной социально-политической мысли на Арабском Востоке и поведенческий стереотип арабских народов.
На всем протяжении XX столетия две основные тенденции в разви¬тии арабского общественного сознания - традиционная му¬сульманская идеология и светская западнориентированная мысль - взаимопроникали и противодействовали на всех уров¬нях сознания арабского общества. На рубеже XX-XXI вв. разви¬тие общественно-политического сознания в арабских странах Ближнего Востока детерминировалось рядом взаимовлияющих (если не сказать взаимоисключающих) факторов. С одной стороны, это и глубоко укоренившиеся в массовом арабском сознании идеи межарабской и исламской солидарности и опыт тысячелетнего противостояния христиан¬скому миру, и историческая память о победах над крестоносца¬ми и горечь поражения перед лицом европейской колониаль¬ной экспансии. С другой стороны процессы модернизации и "вестернизации", начало которым было положено еще в XIX ве¬ке, оказывали серьезное воздействие на мировоззрение различ¬ных социальных групп и слоев арабского общества. Это было связано с тем, что в каждой арабской стране есть свой так назы¬ваемый субкультурный код, обусловленный ее историй, этническим и конфессиональным составом населения, его национальными обычаями и традициями. С другой стороны, в поведении араб¬ских народов их мировосприятии заложены некие общие осно¬вы, связанные в первую очередь с базовыми элементами веры, общности языка, территории, происхождения и исторической судьбы. Так, значительная часть населения арабских стран от¬рицательно относилась к навязанным Западом процессам гло¬бализации и форсированной политической модернизации. С их точки зрения, эти процессы могли оставить неудел средние слои и полностью разорить неимущие сельские и городские низы, составляющие в ряде арабских государств более полови¬ны населения. Состояние перманентной социальной напря¬женности накануне арабских революций становилось характерным явлением практи¬чески для всех арабских стран Ближнего Востока, даже таких внешне благополучных как нефтедобывающие монархии Пер¬сидского залива.
Данное явление было порождено рядом факторов как внутренне¬го, так и внешнего характера. В первом случае, речь шла о мар¬гинализации значительной части городского населения араб¬ских стран в результате быстрых темпов демографического ро¬ста и развития процессов урбанизации в условиях сохраняю¬щихся авторитарных методов правления, базирующихся на принципах личной власти, конфессиональной, клановой и земляческой общности. Пауперизация немалой части населе¬ния арабских стран сопровождалась сверхобогащением части руководящей верхушки, контролирующей основные финансо¬вые потоки страны. Так, в период с 2003 по 2004 гг. общий объ¬ем личных капиталов зажиточных людей на Ближнем Востоке вырос и составил 1-1,3 триллиона долларов США. При этом данный показатель демонстрировал значительно более быстрый рост, чем в каком-либо ином регионе мира. Ежегодные темпы прироста числа богатых людей в ближневосточном регионе мо¬гли составить в ближайшие несколько лет - 9,1%. Одновре¬менно росла грамотность арабского населения, постепенно сближались культурные уровни мужчин и женщин, а вместе с этим объективно менялось и общественное самосознание лю¬дей. Подобная динамика во многом была обусловлена развитием процессов модернизации, однако в указанных условиях разви¬тия арабских стран она могла нередко обращаться против За¬пада и исходящих оттуда идей демократии и реформ.
С другой стороны, война США против терроризма, зачас¬тую ассоциируемая с войной против ислама, присутствие американских войск в Ираке, палестино-израильский кон¬фликт способствовали росту общественной напряженности в странах Арабского Востока. Силы безопасности пытались кон¬тролировать эти процессы. Однако арабские лидеры опасались, что подобные демонстрации могут выйти за политические рам¬ки и дестабилизировать режим. Спецслужбы и регулярные час¬ти этих стран оказались в сложном положении. Фактически им пришлось выступить против мнения большинства собственно¬го народа. Данное обстоятельство могло серьезно дестабилизи¬ровало внутриполитическую ситуацию в арабских странах, особенно в обстановке массового народного подъема. Тем более что активная вовлеченность США в дела региона вела к росту недовольства широких слоев населения и провоцировала антиамериканские демонстрации. На практике это выражалось в росте исламистских настроений в арабских странах и активи¬зации в них радикальных исламских движений, представители которых стремились под флагом демократии и реформ утвер¬диться во властных структурах государства. Идеология возврата к "истинному или первоначальному" исламу во многом питалась наступлением западной культуры и образа жизни на араб¬ское общество - быт, нравы, мораль, социальные связи между людьми, подрывая здесь традиционное общество.
В основе современной политической организации боль¬шинства арабских стран лежит принцип национализма. Имен¬но под этим знаменем проходило создание независимых госу¬дарств на базе возникших после распада Османской империи европейских колоний, многоконфессиональный и полиэтни¬ческий характер обществ в которых был во многом обусловлен произвольным установлением национальных границ в колони¬альный период. В результате для государственной стабильности и территориальной целостности независимых арабских стран создавалась потенциальная угроза. С одной стороны их сущес¬твование базировалось на принципе национализма, под знаме¬нем которого они боролись против колониального господства. И в этом смысле их политическая организация естественно представляла собой, так называемую нацию-государство. С дру¬гой, национализм в условиях многоконфессионального и поли¬этнического общества таил в себе скрытую угрозу государ¬ственной децентрализации, поскольку под воздействием ряда факторов внутреннего и внешнего характера мог быть исполь¬зован крупными этническими и религиозными сообществами в их борьбе за самостоятельность. В этих условиях единственным средством преодоления дезинтеграционных тенденций стано¬вилась авторитарность власти, чья непререкаемость и автори¬тет базировались на силе и принципе лояльности новому руко¬водству. Однако в долговременном плане подобные методы и средства, сохраняясь в неизменном виде, вряд ли могли ока¬заться эффективными, а в условиях революционного подъема представляли прямую угрозу территориальной целостности отдельных государств.
Легитимность нации-государства, как и всех других поли¬тических организаций, заключалась, прежде всего, в ее способ¬ности обеспечивать защиту жизни своих граждан и их цивилизационных ценностей. Однако по мере втягивания арабских стран в процессы глобализации эта способность стала подвер¬гаться постепенной эрозии. В условиях, когда экономика боль¬шинства стран региона носит индустриализующийся характер современные технологии связи, транспорта и коммуникаций, промышленного производства вооружений разрушали эту за¬щитную функцию нации-государства. К тому же немалое чис¬ло из вновь образованных государств на Арабском Востоке на деле оказались слабы в политическом и военном отношении, несамостоятельны экономически. Они не могли обеспечить эффективное управление, самостоятельно накормить свое на¬селение и защищать себя. Поэтому большинство стран региона были вынуждены искать спасения в поддержании определен¬ного баланса сил и защите со стороны более сильных госу¬дарств.
Изменение геополитической обстановки в 1990 - начале 2000-х гг. разрушили сло¬жившийся баланс сил на Ближнем Востоке. Нажимная полити¬ка США и ряда других стран Запада по форсированной демо¬кратизации государств региона на фоне борьбы с "исламским" терроризмом привела к созданию "вакуума авторитаризма" на Ближнем Востоке, который стал заполняться движениями по¬литического ислама и этно-конфессионального сепаратизма.
В этих условиях ничем не ограниченный национализм как основа государственного порядка, его основной легитимизиру¬ющий элемент уже не мог служить эффективным инструмен¬том политической организации общества, принципом его дей¬ствия и сохранения стабильности, а стал порождать тенденцию к анархии. Правительствам ближневосточных государств все труднее становилось обеспечивать внутреннюю стабиль¬ность и поддерживать сбалансированные отношения со своими более могущественными соседями. Отсутствие внутреннего по¬рядка и усиление анархических тенденций в политике создавали угрозу не только Ближнему Востоку, но и всему миру с учетом геополитической, энергетической, транспортной и коммуни¬кационной значимости Ближневосточного региона.
Исторически развитие арабского национализма осуществ¬лялось в процессе взаимодействия светского и религиозного (исламского) направлений. Превалирование одного над дру¬гим было связано, прежде всего, с конкретными исторически¬ми условиями развития арабских стран и складывающейся в них и регионе политической коньюктурой. Арабский национа¬лизм второй половины XX столетия представлял собой моди¬фикацию идеологии политических движений конца ХIХ века, основанных на представлениях об арабах как единой нации и служивший знаменем борьбы арабских народов азиатских про¬винций Османской империи. Зародившись как один из эле¬ментов арабского культурно-просветительского движения (ан- Нахда) в конце XIX столетия, арабский национализм не сразу стал ведущим течением в общественно-политическом созна¬нии арабов, идеологическим авангардом их политических дви¬жений. Долгое время идеи панисламизма и османизма служили сдерживающим фактором в развитии панарабизма. На рубеже Х1Х-ХХ вв. многие арабские политические деятели весьма скептически относились к идеям арабского национализма и полагали, что они подрывают силу Османской империи - единственно мощного исламского государства, способного противостоять экспансионистским устремлениям христиан¬ского Запада. Поэтому идеи арабского национализма, в том числе и партикулярного характера, развивались в тот период в основном в рамках панисламизма и османизма, а требования представителей арабских националистов редко выходили за рамки автономии в составе Османской империи.
И только Ве¬ликое арабское восстание 1916 г., в ходе которого арабы откры¬то с оружием в руках выступили против Османского господства за создание собственной арабской империи, явилось перелом¬ным моментом в процессе эволюции идей арабского единства.
Продолжение следует
османизм,
Великое арабское восстание 1916 г.,
арабский национализм,
арабское единство,
национализм,
политический ислам,
Арабский Восток,
панисламизм,
Ближний Восток,
Османская империя