"Арабская весна" на Ближнем Востоке(продолжение)

May 13, 2012 10:43

Владимир Ахмедов
«Арабская весна» на Ближнем Востоке
(продолжение)      Как было показано выше, важные политические события, охватившие арабские государства Ближнего Востока в XX веке, затронули различные сферы эко¬номической, политической и духовной жизни арабов. Это при¬вело к серьезным сдвигам в сознании людей и способствовало созданию материальных предпосылок для формирования но¬вых элементов общественно-политического сознания. Все это на¬ложило определенный отпечаток на процесс эволюции совре¬менной социально-политической мысли на Арабском Востоке и поведенческий стереотип арабских народов.
      На всем протяжении XX столетия две основные тенденции в разви¬тии арабского общественного сознания - традиционная му¬сульманская идеология и светская западнориентированная мысль - взаимопроникали и противодействовали на всех уров¬нях сознания арабского общества. На рубеже XX-XXI вв. разви¬тие общественно-политического сознания в арабских странах Ближнего Востока детерминировалось рядом взаимовлияющих (если не сказать взаимоисключающих) факторов. С одной стороны, это и глубоко укоренившиеся в массовом арабском сознании идеи межарабской и исламской солидарности и опыт тысячелетнего противостояния христиан¬скому миру, и историческая память о победах над крестоносца¬ми и горечь поражения перед лицом европейской колониаль¬ной экспансии. С другой стороны процессы модернизации и "вестернизации", начало которым было положено еще в XIX ве¬ке, оказывали серьезное воздействие на мировоззрение различ¬ных социальных групп и слоев арабского общества. Это было связано с тем, что в каждой арабской стране есть свой так назы¬ваемый субкультурный код, обусловленный ее историй, этническим и конфессиональным составом населения, его национальными обычаями и традициями. С другой стороны, в поведении араб¬ских народов их мировосприятии заложены некие общие осно¬вы, связанные в первую очередь с базовыми элементами веры, общности языка, территории, происхождения и исторической судьбы. Так, значительная часть населения арабских стран от¬рицательно относилась к навязанным Западом процессам гло¬бализации и форсированной политической модернизации. С их точки зрения, эти процессы могли оставить неудел средние слои и полностью разорить неимущие сельские и городские низы, составляющие в ряде арабских государств более полови¬ны населения. Состояние перманентной социальной напря¬женности накануне арабских революций становилось характерным явлением практи¬чески для всех арабских стран Ближнего Востока, даже таких внешне благополучных как нефтедобывающие монархии Пер¬сидского залива.
      Данное явление было порождено рядом факторов как внутренне¬го, так и внешнего характера. В первом случае, речь шла о мар¬гинализации значительной части городского населения араб¬ских стран в результате быстрых темпов демографического ро¬ста и развития процессов урбанизации в условиях сохраняю¬щихся авторитарных методов правления, базирующихся на принципах личной власти, конфессиональной, клановой и земляческой общности. Пауперизация немалой части населе¬ния арабских стран сопровождалась сверхобогащением части руководящей верхушки, контролирующей основные финансо¬вые потоки страны. Так, в период с 2003 по 2004 гг. общий объ¬ем личных капиталов зажиточных людей на Ближнем Востоке вырос и составил 1-1,3 триллиона долларов США. При этом данный показатель демонстрировал значительно более быстрый рост, чем в каком-либо ином регионе мира. Ежегодные темпы прироста числа богатых людей в ближневосточном регионе мо¬гли составить в ближайшие несколько лет - 9,1%. Одновре¬менно росла грамотность арабского населения, постепенно сближались культурные уровни мужчин и женщин, а вместе с этим объективно менялось и общественное самосознание лю¬дей. Подобная динамика во многом была обусловлена развитием процессов модернизации, однако в указанных условиях разви¬тия арабских стран она могла нередко обращаться против За¬пада и исходящих оттуда идей демократии и реформ.
      С другой стороны, война США против терроризма, зачас¬тую ассоциируемая с войной против ислама, присутствие американских войск в Ираке, палестино-израильский кон¬фликт способствовали росту общественной напряженности в странах Арабского Востока. Силы безопасности пытались кон¬тролировать эти процессы. Однако арабские лидеры опасались, что подобные демонстрации могут выйти за политические рам¬ки и дестабилизировать режим. Спецслужбы и регулярные час¬ти этих стран оказались в сложном положении. Фактически им пришлось выступить против мнения большинства собственно¬го народа. Данное обстоятельство могло серьезно дестабилизи¬ровало внутриполитическую ситуацию в арабских странах, особенно в обстановке массового народного подъема. Тем более что активная вовлеченность США в дела региона вела к росту недовольства широких слоев населения и провоцировала антиамериканские демонстрации. На практике это выражалось в росте исламистских настроений в арабских странах и активи¬зации в них радикальных исламских движений, представители которых стремились под флагом демократии и реформ утвер¬диться во властных структурах государства. Идеология возврата к "истинному или первоначальному" исламу во многом питалась наступлением западной культуры и образа жизни на араб¬ское общество - быт, нравы, мораль, социальные связи между людьми, подрывая здесь традиционное общество.
      В основе современной политической организации боль¬шинства арабских стран лежит принцип национализма. Имен¬но под этим знаменем проходило создание независимых госу¬дарств на базе возникших после распада Османской империи европейских колоний, многоконфессиональный и полиэтни¬ческий характер обществ в которых был во многом обусловлен произвольным установлением национальных границ в колони¬альный период. В результате для государственной стабильности и территориальной целостности независимых арабских стран создавалась потенциальная угроза. С одной стороны их сущес¬твование базировалось на принципе национализма, под знаме¬нем которого они боролись против колониального господства. И в этом смысле их политическая организация естественно представляла собой, так называемую нацию-государство. С дру¬гой, национализм в условиях многоконфессионального и поли¬этнического общества таил в себе скрытую угрозу государ¬ственной децентрализации, поскольку под воздействием ряда факторов внутреннего и внешнего характера мог быть исполь¬зован крупными этническими и религиозными сообществами в их борьбе за самостоятельность. В этих условиях единственным средством преодоления дезинтеграционных тенденций стано¬вилась авторитарность власти, чья непререкаемость и автори¬тет базировались на силе и принципе лояльности новому руко¬водству. Однако в долговременном плане подобные методы и средства, сохраняясь в неизменном виде, вряд ли могли ока¬заться эффективными, а в условиях революционного подъема представляли прямую угрозу территориальной целостности отдельных государств.
      Легитимность нации-государства, как и всех других поли¬тических организаций, заключалась, прежде всего, в ее способ¬ности обеспечивать защиту жизни своих граждан и их цивилизационных ценностей. Однако по мере втягивания арабских стран в процессы глобализации эта способность стала подвер¬гаться постепенной эрозии. В условиях, когда экономика боль¬шинства стран региона носит индустриализующийся характер современные технологии связи, транспорта и коммуникаций, промышленного производства вооружений разрушали эту за¬щитную функцию нации-государства. К тому же немалое чис¬ло из вновь образованных государств на Арабском Востоке на деле оказались слабы в политическом и военном отношении, несамостоятельны экономически. Они не могли обеспечить эффективное управление, самостоятельно накормить свое на¬селение и защищать себя. Поэтому большинство стран региона были вынуждены искать спасения в поддержании определен¬ного баланса сил и защите со стороны более сильных госу¬дарств.
Изменение геополитической обстановки в 1990 - начале 2000-х гг. разрушили сло¬жившийся баланс сил на Ближнем Востоке. Нажимная полити¬ка США и ряда других стран Запада по форсированной демо¬кратизации государств региона на фоне борьбы с "исламским" терроризмом привела к созданию "вакуума авторитаризма" на Ближнем Востоке, который стал заполняться движениями по¬литического ислама и этно-конфессионального сепаратизма.
      В этих условиях ничем не ограниченный национализм как основа государственного порядка, его основной легитимизиру¬ющий элемент уже не мог служить эффективным инструмен¬том политической организации общества, принципом его дей¬ствия и сохранения стабильности, а стал порождать тенденцию к анархии. Правительствам ближневосточных государств все труднее становилось обеспечивать внутреннюю стабиль¬ность и поддерживать сбалансированные отношения со своими более могущественными соседями. Отсутствие внутреннего по¬рядка и усиление анархических тенденций в политике создавали угрозу не только Ближнему Востоку, но и всему миру с учетом геополитической, энергетической, транспортной и коммуни¬кационной значимости Ближневосточного региона.
      Исторически развитие арабского национализма осуществ¬лялось в процессе взаимодействия светского и религиозного (исламского) направлений. Превалирование одного над дру¬гим было связано, прежде всего, с конкретными исторически¬ми условиями развития арабских стран и складывающейся в них и регионе политической коньюктурой. Арабский национа¬лизм второй половины XX столетия представлял собой моди¬фикацию идеологии политических движений конца ХIХ века, основанных на представлениях об арабах как единой нации и служивший знаменем борьбы арабских народов азиатских про¬винций Османской империи. Зародившись как один из эле¬ментов арабского культурно-просветительского движения (ан- Нахда) в конце XIX столетия, арабский национализм не сразу стал ведущим течением в общественно-политическом созна¬нии арабов, идеологическим авангардом их политических дви¬жений. Долгое время идеи панисламизма и османизма служили сдерживающим фактором в развитии панарабизма. На рубеже Х1Х-ХХ вв. многие арабские политические деятели весьма скептически относились к идеям арабского национализма и полагали, что они подрывают силу Османской империи - единственно мощного исламского государства, способного противостоять экспансионистским устремлениям христиан¬ского Запада. Поэтому идеи арабского национализма, в том числе и партикулярного характера, развивались в тот период в основном в рамках панисламизма и османизма, а требования представителей арабских националистов редко выходили за рамки автономии в составе Османской империи.
      И только Ве¬ликое арабское восстание 1916 г., в ходе которого арабы откры¬то с оружием в руках выступили против Османского господства за создание собственной арабской империи, явилось перелом¬ным моментом в процессе эволюции идей арабского единства.
Продолжение следует

османизм, Великое арабское восстание 1916 г., арабский национализм, арабское единство, национализм, политический ислам, Арабский Восток, панисламизм, Ближний Восток, Османская империя

Previous post Next post
Up