Mar 30, 2012 14:11
Владимир Ахмедов
Конфессиональный аспект
(заключение)
Как следует из вышесказанного в Сирии, даже, несмотря на острый кризис, нет объективной основы для возникновения вражды исключительно по конфессиональным признакам. В рядах противоборствующих сторон сегодня наличествует более или менее однородный конфессиональный состав. В такой ситуации возникновение конфессиональной розни ударит по единству и тех и других. Кто начнет разжигать конфессиональные противоречия, у того первого они и возникнут. Он и будет нести за них всю полноту ответственности. При этом, надо иметь в виду, что алавитская община Сирии гордится своей принадлежностью к боевой истории страны и ее члены принимали самое непосредственное участие в борьбе за свободу и независимость. Алавиты считают себя неотъемлемой частью сирийской нации. Среди них много образованных и интеллигентных людей. Их будет весьма непросто «завести» на рознь, как это уже пытались сделать в 1982 г. Община не захочет брать на себя грехи правящей семьи. К тому же сами алавиты не избежали репрессий со стороны власти. Среди алавитов есть немало людей, выступающих за устройство государства на светских основах гражданственности, приверженных идеям арабского национализма, марксизма, сирийского национализма
Другое дело спецслужбы Сирии, где офицерский состав представлен выходцами из сельской местности, преимущественно алавитами в конфессиональном отношении. При Асадах офицерский корпус в сирийских спецслужбах играл (и не безуспешно) роль укрепления конфессиональной основы режима, с одной стороны, а с другой, служил своеобразным инструментом достижения согласия с режимом другой (в конфессиональном отношении) части населения. Однако в условиях острого военно-политического кризиса в Сирии указанный механизм работает плохо. Более того, он может быть использован сторонами конфликта в ведущемся противоборстве и таким образом подорвать конфессиональные основы сирийской государственности. К тому же в отличие от периода правления Х. Асада при Башаре спецслужбы фактически вышли из-под контроля власти. Соответственно, по сравнению с прежними временами режим стал утрачивать контроль над механизмом регулирования этно-конфессиональных противоречиий в стране.
В тоже время за год сирийской революции оппозиционное движение особенно в городах расширилось и в него стали вовлекаться члены других конфессиональных меньшинств. Многие из них стали постепенно утрачивать веру в нынешнюю власть, полагая, что режим хочет переложить на них бремя ответственности. Показаетльным в этой связи является создание в течение последних 2-х месяцев в рядах ССА алавитского и друзского батальонов. И, хотя, для любого нормального офицера подобные "креативы" равнозначны сигналу тревоги, именно по этой причине отчетливо видно как "пересаливают" стороны конфликта, чтобы только избежать даже намека на какие-либо конфессиональные преференции в своих рядах.
Нельзя не учитывать и внешний фактор, который сегодня играет большую роль в сирийских событиях. В этой связи, уместно будет вспомнить период 1840-1860 гг. из богатой сирийской истории. Речь, прежде всего, идет о межконфессиональных конфликтах - друзско-маронитских столкновениях в Горном Ливане и массовой резне христиан в Дамаске. В основе этих событий лежали острые социально-политические конфликты и споры, как сегодня говорят, хозяйствующих субъектов. А привели они в конечном итоге к иностранной оокупации Сирии.
Если мирный план К. Аннана провалится, то нельзя исключать, что в условиях полномасштабной гражданской войны в Сирии может возникнуть острое межконфессиональное противоборство, что в конечном итоге приведет страну к утрате территориальной целостности и потере национального суверенитета.
Ливан,
марониты,
Сирия,
алавиты,
друзы,
Свободная Сирийская Армия