Статья 2010 года исчезла из Сети, хотя тема вновь стала актуальной.
Пусть побудет хотя бы здесь.
Рачья Арзуманян
Вызовы «манежной»
Последние события в Москве и ряде других городов стали симптомом глубинных проблем, с которыми сталкивается российская государственность. То, каким образом будут интерпретированы разворачивающиеся процессы, окажет серьезное влияние на будущее России. Для армянского народа первоочередным является не столько анализ истоков российских проблем, сколько попытки спрогнозировать возможные сценарии развития ситуации, учитывая присутствие в России двухмиллионной армянской диаспоры. Однако даже краткое описание возможных сценариев потребует выхода за пределы формата статьи, что вынуждает ограничиться рассмотрением наихудшего сценария. Рассмотрение и артикуляция именно «плохих» сценариев, помимо всего прочего, позволяет уменьшить, в определенных пределах, вероятность их реализации. Знание и освещение критических зон и «ям», в которые может провалиться народ, общество, повышает вероятность того, что удастся обойти их.
Системные проблемы, с которыми сегодня сталкивается Россия, в свое время привели к коллапсу Советского Союза. Неспособность или нежелание российской власти и русского народа признать это могут привести к дальнейшей фрагментации постсоветского пространства и длительной нестабильности, сопровождающейся вооруженным насилием. Поскольку актуальная политическая элита России является наследницей той, что в конце 20-го века приняла решение на развал СССР, Армянство не имеет права исключать данный, безусловно, катастрофический, сценарий развития ситуации.
Неготовность политической элиты Советской Армении к развалу СССР обернулась в свое время тяжелыми потерями. Отсутствие времени на осмысление происходящего вынудило сосредоточиться на спасении арцахского армянства и принести в жертву армянскую диаспору Азербайджана, которая была вынуждена самостоятельно решить проблему физического выживания. В состоянии ли Армянство уже 21-го века извлечь уроки из пройденного за последние десятилетия пути? Каковым должна быть реакция Ашхара (Армянского мира), если уже российская катастрофа 21-го века поставит перед угрозой физического выживания двухмиллионную армянскую диаспору России?
Очевидно, что Армянство не в состоянии повлиять на разворачивающиеся в России процессы. Все, что можно сделать, это старательно избегать любых попыток быть втянутыми в разворачивающееся противостояние между российской властью и народом. Намерение дистанцироваться не означает пассивное ожидание и выжидание. Такая тактика в зоне нестабильности, на кромке хаоса, к которой подходит Россия, однозначно приводит к поражению и потерям. Речь должна идти об активной позиции и внутренней готовности к худшему сценарию. В случае дальнейшей эскалации российского кризиса у Армянства окажется достаточно ограниченный набор опций возможного реагирования.
Первая опция. Никаких координированных действий в рамках Армянства не предпринимается, и ситуация развивается в рамках сценария «спасайся кто может и как может», когда каждый армянин и армянская семья самостоятельно решают проблему собственного выживания. Ашхар имеет богатый исторический опыт такого поведения, безусловно и однозначно приводящего к неприемлемым потерям.
Выбор данной опции, помимо всего прочего, станет индикатором надуманности и искусственности идеологического конструкта «Ашхар». Если российское армянство будет брошено на произвол судьбы, это поставит под удар и сделает проблематичным любой дискурс, связанный с Армянством, как глобальным явлением. Тогда инициативы по созданию общеармянских структур, реализуемые как со стороны армянской государственности, так и армянских общин, должны будут расцениваться как преследующая корыстные цели спекуляция или близорукая и опасная наивность. Культурная, политическая, социальная реальность, которая не в состоянии решить задачу физического выживания значительной своей части, не может расцениваться иначе, чем искусственный теоретический конструкт. Выбор данной опции безусловно поставит под сомнение способность Армянства выжить в 21-м веке.
Вторая опция. Армянство, осознав необходимость реагирования, старается сформировать отклик на разворачивающиеся процессы. Выбор данной опции приводит к необходимости сформировать отклик на целый ряд серьезных вызовов. Должно прийти осознание того, что для Армянства критически важно иметь пакет экстренных мер и мероприятий, который реализуется, когда та или иная часть армянского народа оказывается перед лицом угроз безопасности. Если в том или ином государстве, регионе мира, где присутствует армянская диаспора, возникают кризисные явления, сопровождающиеся насилием и ставящие под угрозу жизнь и активы Армянства, Ашхар должен быть готов к реагированию. Очевидно, что данная задача выходит за рамки функций армянской государственности и не может быть сведена, например, исключительно к задачам Советов Безопасности армянских государств.
В первую очередь, должно прийти осознание, что подобные вызовы являются политическими и геополитическими по своей природе и нуждаются в политической интерпретации и оценках. Кроме того, в такого рода кризисных ситуациях Армянство будет сталкиваться с глобальными по размаху и масштабу процессами. Попытки упростить их и свести к этническим или экономическим изначально обречены на провал и приведут к неприемлемым потерям. Речь, таким образом, должна идти об акторах, готовых осваивать политические функции, демонстрировать политическое поведение и реагировать на требуемом масштабе и с необходимым размахом.
Негосударственные акторы. В настоящее время российское армянство имеет только одну структуру, обладающую необходимым масштабом. Речь идет о Союзе армян России (САР), который сознательно сосредоточился на культурных и экономических вопросах, а также поддержании коммуникаций с российскими и армянскими властями. САР тщательно избегает активности в политической сфере и на сегодняшний день не готов к ситуации, когда российская власть теряет устойчивость. Каким образом работать со всеми акторами политического пространства России? Как представлять и защищать интересы российского армянства в кризисной ситуации? В состоянии ли данная организация работать в условиях цейтнота? Вопросы, которыми сегодня должны задаваться не только правление САР.
На территории РФ осуществляет деятельность и «Дашнакцуцюн», имеющая богатый исторический опыт работы в условиях кризиса. Окажется ли в состоянии данная организация в кратчайший срок развернуть эффективную деятельность на территории РФ? В состоянии ли она действовать стремительно? Вопросы, которые сегодня должны волновать не только Бюро Дашнакцуцюн.
Возможно обе уже развернутые структуры Армянства, обладающие необходимым потенциалом и имеющие возможность работать на территории РФ, не смогут сформировать адекватный отклик. В состоянии ли тогда российское армянство на основе процессов политической самоорганизации и самосинхронизации сформировать новые структуры? Каким образом Ашхар уже сегодня, сейчас может помочь, - интеллектуально, организационно и пр., такого рода процессам?
Армянская церковь. Учитывая тот факт, что Армянство в 21-м веке уже имеет акторов, в первую очередь армянские государства, оперирующих на политической арене, желательно, чтобы традиционные армянские церкви, - апостольская, католическая, протестантские, - в кризисной ситуации сосредоточились свою активность на более высоких и тонких сферах, например, взаимодействии с другими церквями и конфессиями. Наличие такой возможности это большое преимущество, которое должно реализовываться на соответствующей арене, но не конвертироваться в политическую активность.
Армянская государственность. В случае кризиса именно армянская государственность должна взять на себя ведущую роль, а ее представители стать координаторами активности всех акторов. В состоянии ли армянская государственность взять на себя данные функции, ставить и решать общенациональные задачи не только на территории армянских государств? Готова ли она стремительно реагировать на экстренные ситуации? Сегодня данный круг вопросов становится более чем актуальным.
Осмысление вызовов 21-го века заставляет Армянство формировать новые общеармянские инициативы, разрабатываемые как армянской государственностью, так и Спюрком, призванные сделать процесс развития Ашхара более гладким, эволюционным. Приветствуя такие начинания, мы не имеем права исключить, что жизнь в очередной раз поставит армянский народ перед неожиданным развитием событий. Стремительно меняющаяся обстановка в мире приводит к тому, что наиболее актуальной, если не главной, для Армянства становится концепция стратегической неожиданности. Основной проблемой при этом является не столько сама неожиданность, являющаяся неизбежным спутником непредсказуемости реального мира, сколько стратегический эффект неожиданности, то есть какими окажутся последствия разворачивания неожиданного сценария. Окажется ли Армянство в состоянии шока и парализованным или сможет сформировать адекватный отклик, сведя к минимуму последствия стратегическое удивления? Окажемся ли мы в готовы к превентивным шагам и упреждающим действиям, позволяющим предотвратить новый акты геноцидального поведения или вновь будет решать постфактум задачи выживания? Положительный ответ на данные вопросы и демонстрация, в первую очередь самим себе, способности сформировать успешный отклик на неординарные вызовы по силе положительного воздействия можно будет сравнить с воздействием на Армянство победы в арцахской войне.
В свете сказанного выше не вызывает сомнений, что Армянство нуждается в скорейшем разворачивании интеллектуальной площадки, на которой могли бы развернуться дискуссии вокруг поднимаемых проблем. Где, в каком формате и каким образом инициировать такой дискурс, вероятно, одна из самых злободневных вопросов текущего момента.
21.12.2010