В свое время искал данную статью 1996 года у себя в архиве и не нашел. На днях обнаружил практичевски случайно. Размещаю на память, чтобы вновь не потерять, если что.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ АРЦАХА
1. Мировые Информационные Ресурсы. Справка.
Важнейшей характеристикой современного общества, является его сложность. Следствием усложнения и специализации общества, его производительных сил, явилось лавинообразное увеличение циркулирующей в нем информации. Это привело к тому, что получение доступа к информации об интересующем явлении, услуге, товаре, о технологии его производства превратилось в отдельную проблему. В середине XX века этот факт оформился в виде афоризма: "проще изобрести велосипед, чем обнаружить уже существующую технологию его производства".
Появление и быстрое развитие компьютерных информационных технологий явилось реакцией общества на данные процессы. Компьютеры послужили тем инструментом, при помощи которого общество сохранило управляемость и смогло решить большое число прикладных проблем, которые принципиально не могли бы быть решены иным способом.
Возможности компьютерных информационных технологий обеспечить быстрый доступ и обработку больших массивов - информации по всевозможным критериям поиска, сортировки и интеграции качественно изменили проблему управления обществом. Политическое руководство получило возможность при принятии решений ориентироваться не на качественные характеристики общества, а количественные, отражающие реальное, текущее состояние интересующего параметра. Более того, в среде современных информационных технологий были формализованы и оптимизированы сами процессы экспертных оценок и принятия решений, базирующиеся не на однозначно предопределенных алгоритмах, а на эвристических принципах.
Компьютерные технологии позволили, например, отслеживать демографическую ситуацию в обществе не по итогам переписи населения, которые служат основой для принятия решения в подавляющем большинстве областей в течении длительного времени, а по данным, характеризующим текущее состояние демографической ситуации на момент принятия решения. Появилась возможность проводить многомерный статистический анализ интересующих параметров, например, уровня образования общества, квалификации трудовых ресурсов, оценивать их динамику, тенденцию роста или падения, их взаимосвязь. Стало возможным проводить подобный анализ промышленного потенциала общества, естественных ресурсов, состояние инфраструктуры, коммуникаций, заблаговременное выявление "слабых" звеньев и эффективных синергетических взаимосвязей.
Быстрое развитие компьютерных технологий, современный уровень электронных коммуникаций, программно-алгоритмического и системотехнического обеспечения процессов приема, хранения, обработки и передачи информации привели к появлению нового термина национальные информационные ресурсы.
Под национальными информационными ресурсами понимают способность страны:
а/ создавать на базе компьютерной техники структурированные информационные массивы, количественно и/или формально и/или функционально описывающие и характеризующие все без исключения сферы жизнедеятельности общества и его субъектов, продуктов, а также отрасли функционирования государства;
б/ обеспечивать незамедлительную и адекватную модификацию этих массивов в соответствии с происходящими изменениями в государстве и обществе;
в/ обеспечивать прямой и незамедлительный доступ к этим массивам всех заинтересованных лиц и организаций в целях информационного обеспечения деятельности субъектов общества и государства, с соблюдением режимов иерархии доступа, информационной защиты и информационной безопасности;
г/ обеспечивать интеграцию этих массивов в систему мировых информационных ресурсов (с соблюдением режимов информационной защиты и информационной безопасности) в целях доступа субъектов государства и общества данной страны к зарубежным информационным ресурсам и доступа зарубежных государственных и общественных субъектов к информационным ресурсам данной страны.
С практической точки зрения, национальные информационные ресурсы, интегрированные в систему мировых информационных ресурсов, позволяют осуществлять прямое и незамедлительное информационное обеспечение всех субъектов государства и общества, а также информационный обмен со всем мировым сообществом, предоставляя во вне и обеспечивая доступ из вне к информации:
- гуманитарного характера;
- о внутренней и внешней политике;
- о гражданском, налоговом и ином законодательстве;
- о потенциальном и фактическом налоговом объеме;
- об инвестиционном климате;
- о производственном потенциале и производимых товарах;
- о материальных и людских ресурсах;
- о научно-образовательном потенциале;
- о технологиях производства, "ноу-хау", и т.д.
Современная техническая база информационных ресурсов обеспечивает ввод, запоминание (хранение) и вывод информации в любом виде:
- текстовом (документы, законодательные акты, исторические справки и обзоры, новости, тематические и отраслевые справочники, каталоги, художественная литература, библиография и т.п.);
- графическом (графики, таблицы, фотографии, рисунки, художественные изображения, чертежи, схемы, карты и т.п.);
- звуковом (речь, музыка).
Отдельная единица информационных ресурсов может включать одновременно несколько различных видов информации (например тексты, сопровождаемые таблицами, схемами, рисунками, фотографиями и музыкальном или речевым звукорядом).
В среде мировых информационных ресурсов уже давно нашли место и стали незаменимыми аксессуарами всех сфер деятельности мирового сообщества такие функциональные системы, как электронная почта, электронная пресса (опережающая во времени прессу бумажную), международные системы электронных банковских расчетов, торговых операций, оценки рисков и множество других.
Развитие информационных технологий привело к тому, что уже в 80-е годы ведущими аналитиками Запада был сделан вывод о том, что мощь, безопасность страны во многом определяется не материальными, энергетическими и прочими ресурсами, а способностью воспроизводить и обрабатывать национальные информационные ресурсы. Даже поверхностный взгляд на мировую специализацию рынка труда указывает на справедливость последнего вывода.
Происшедшие изменения позволили говорить о переходе развитых стран к новому типу общества - постиндустриальному, в котором основным производимым продуктом является информация и информационные технологии.
В конце 80-х годов в мире произошел очередной качественный скачок в развитии информационных технологий, результатом которого явилось создание глобальной системы, охватывающей информационные ресурсы подавляющего большинства стран. Сегодня рано оценивать последствия данного скачка, но по воздействию, которое он оказывает на различные стороны общественной жизни в масштабе всего мирового сообщества, его можно сравнить с появлением и оформлением прессы, которая в XX веке приобрела статус "пятой власти".
Политические и экономические аспекты включения Арцаха в мировое информационное пространство
Актуальная задача признания Арцаха в качестве субъекта международного права в силу своей сложности и неоднозначности делает маловероятным ее решение в виде некоторой одномоментной процедуры. Решение проблемы должно быть сведено к последовательности этапов, каждый из которых соответствовал бы прорыву Арцаха в ту или иную структуру мирового сообщества.
С данной точки зрения интерес представляет прорыв в глобальную систему мировых информационных ресурсов. Это объясняется молодостью единой информационной системы, и, как следствие, пока окончательно не сформулированы процедуры, определяющие вхождение в нее. Это позволяет Арцаху надеяться на относительно легкий прорыв в данную сферу международного сообщества.
В связи с этим нельзя не отметить, что такой прорыв, правда на "кустарном'' техническом уровне, уже произошел. Это связано с деятельностью в Степанакерте фирмы "Саваджо", которая, благодаря фанатическому труду ее специалистов - молодых талантливых карабахцев и поддержке фирмы "Арминко" (РА), на сегодняшний день de-facto стала членом глобальной информационной сети Internet.
Однако, все вышесказанное переводит проблему создания и эксплуатации национальных информационных ресурсов Арцаха в ранг политической проблемы, требующей соответствующего внимания со стороны государственных структур.
Создание и эксплуатация национальных информационных ресурсов Арцаха потребует решения ряда крупных проблем, основной из которых необходимо признать создание единого информационного поля Арцаха. Решение данной задачи потребует проведения комплексного анализа и структурной формализации всех сфер общественной и политической жизни Арцаха с последующей разработкой и внедрением инфраструктуры, позволяющей обеспечивать режимы прямого и незамедлительного доступа к интересующей информации и ее постоянной модификации в соответствии с изменениями в обществе и государстве. Объем необходимых для этого работ и финансовых вложений показывает, что данная проблема должна решаться в рамках государственной программы, имеющей приоритетный характер, с созданием соответствующей Государственной Комиссии по Информационным Ресурсам. В функции такой Комиссии входило бы общая координация соответствующего проекта и решение проблем взаимодействия различных государственных и общественно-политических структур. Сама же реализация такого проекта организационно может быть осуществлена путем создания Государственного Управления по информационным ресурсам НКР. Хотя возможно и вынесение данной задачи за пределы структуры государственной власти и управления: ее решение может быть доверено группе местных и привлеченных специалистов, интегрированных в соответствующий коллектив того или иного организационно-правового статуса.
Опыт стран, совершивших в XX веке рывок из военной разрухи к процветающему обществу показывает, что во всех случаях ставка делалась на развитие инфраструктуры и эксплуатацию национальных информационных ресурсов.
Решение множества социально-экономических проблем Арцаха, таких как создание рабочих мест, развитие мелкого и среднего бизнеса, аграрного комплекса, восстановление промышленного потенциала, создание соответствующего инвестиционного климата, развитие рыночных отношений напрямую зависит от информационного обеспечения. Стабильность, процветание и уверенность общества в завтрашнем дне сегодня во многом определяется возможностью и скоростью доступа всех его субъектов - от Президента до домохозяйки - к информации о действующих в настоящий момент ограничениях и льготах, ценах на товары и услуги, условиях открытия собственного дела, аспектах внешней политики сопредельных и дальних государств, автобусных и авиационных маршрутах, условиях кредитования и пр.
Г.Бегиджанян
офицер АО НКР, эксперт по информационным технологиям, руководитель инициативной группы по созданию Управления Информационных Ресурсов НКР
Р.Арзуманян
офицер АО НКР, сотрудник Арцахского Государственного Университета, кандидат технических наук
1996 г.