Dec 19, 2014 15:05
в которых копаюсь в последнее время, и окунулся в многочасовые беседы несколько другого свойства. Обсуждения от «противоборства» hАйка с Белом и Аристотеля до монофизитства, - признаки и типы и пр. Прошлись ласковым словом по ересям, Халкидону, последующим вселенским соборам, все это соотносится с учением ААЦ. Местами это превращалось в небольшую лекцию, где в мне объясняли достаточно тонкие «междисциплинарные» теологические вопросы и нюансы, которые были для меня новостью, хотя вроде бы как владею темой. Скажем дискуссии по ликам Христа.
Также было откровением, что термин «храмовники» - те самые, о которых все знают - в армянской традиции имеет более глубокие корни. Оказывается Мовсес Каланкатуаци в своей истории использует данный термин, применительно к строителям Вавилонской башни. Они первые храмовники. Ощущают ли «нынешние», которых связываются с христианской традицией, свою преемственность с первыми - не знаю, так как не довелось поговорить с представителями. Да и вряд ли они рассказали, как обстоит дело на самом деле. Говорят недавно некоторые из них были представлены Католикосу - шутка. Нет, он на самом деле принял каких-то авантюристов, представившихся храмовниками, но уверен обе стороны, принимавшие участие в той беседе не имели представления о предмете, кто это такие - храмовники. Бывает и хуже, наверное…
К чему это я? На самом деле у приверженцев армянской Духовной традиции, ее носителей, пусть даже в латентной форме, «по крови» есть возможность соприкоснуться и открыть в себе и в мире столь глубокие пласты духовного опыта, которой обладают очень ограниченное число народов. И это уникальная возможность, которую каждый вновь родившийся армянский ребенок получает в дар вместе с рождением и чаще все не осознавая его, передает своим детям - и так уже не одно тысячелетие и не два, пока не исполнятся времена.
Христианство,
ААЦ,
тихо сам с собою