Ниже ссылка на статью Макса Бута касательно проблемы пыток, недавно поднятой в США. Как всегда добротная. Автор пытается донести до читателя в принципе простую истину, что есть мирное время и военное. И нельзя законы мира применять к военному времени. Тогда надо осудить гибель сотни тысяч погибших мирных граждан в той же Второй мировой войне от американского оружия.
Тема на самом деле вскрывает несколько серьезных и глубоких проблем. Во-первых, помимо мира и войны в 21 веке явственно оформилась еще одна реальность и состояние - «ни войны, ни мира». Арцах живет в этом состоянии уже третий десяток лет, скажем. И называть данное явление «серой зоной» уже не совсем корректно, так как она «расползается», охватывая целые регионы. Надо оформлять данную реальность, а не игнорировать.
Тогда какие законы должны действовать в этой реальности - войны или мира, чрезвычайной или «обыденной» ситуации? Что здесь является нормой, а что исключением и исключительным случаем - как внутри данной реальность, так и в оценках ее внешним «нормальным» миром, который находится в состоянии мира или войны. Надо думать - теологам, философам, юристам, политикам и военным - всем.
Другая проблема это терроризм и контртеррористическая активность. Каким образом оценивать данную активность? Это военная активность и реальность или «гражданская»? По каким законам ее оценивать в «нормальных» обществах. США после 9/11, не долго думая, «эмоционально» и ad-hoc квалифицировала ее как войну, ввязалась в военные кампании, задерживала лиц без суда и следствия и пр. Нормальное поведение для военного времени, которое военным не является, как, впрочем, и мирным. Если это война, то как ее сопрягать с мирной жизнью в обществе? Кто проводит контртеррористическую операцию внутри общества - военные или полиция? Если военные, то как отделить мирных граждан от террористов и как оценивать проводимые операции? Куда надо идти за решением - в военный трибунал или обыкновенный, гражданский суд? Кто отвечает за данный тип общественной активности, которая является «промежуточной», «смутной» и «серой» с точки зрения юриспруденции?
Думать надо и это явно нетривиальная ситуация. Некоторое время можно принимать решения и действовать, отмахиваясь от необходимости дать юридическую и выше квалификацию данного явления, но рано или поздно проблемы встанут во всей своей ширине и глубине. США «погрязла» в ней уже второй десяток лет и последняя дискуссия вокруг пыток это очередная итерация процесса осмысления. Я так думаю.
России также придется думать как можно быстрее, так как украинские события уже не совсем украинские и они «заползают» уже и в Россию. В начале 2000-х во время терактов в Москве, КТО на Кавказа решения принимались и принимаются «на ходу», ситуативно. Но надо оформлять это дело, пока еще есть время, не то будет очень и очень сложно отмахнуться от приглашения посетить Гаагу.
Армения, как всегда, пошла своим путем и «выстроила» Республику Арцах и из сиюминутных политических соображения напрочь отказывается оформить на бумаге вполне работоспособное решение проблемы в форме двух государственных образований и предпочитая продолжать оперировать в «серой зоне». Такой выбор также чреват поездками в Гаагу, на мой взгляд, и правильнее оформить, в том числе, юридически выкованные армянским народом в горниле жизни и войны решения. А еще лучше махнуть на всех и вся и покинуть серую зону, инициировав процесс создания Четвертой республики, объединяющей РА и НКР. Это будет ой как сложно - как теоретически, так и практически. «Весьмир» будет категорически против такого решения, но это будет правильное волевое решение, исходящее из армянских национальных интересов. Впереди большая война, похоже, и надо заканчивать игры в серой зоне - ликвидировать ее внутри армянской государственности. Получилась небольшая статья, фактически, набросанная на скорую руку, перед тем как встать из-за компа.
The “Torture Report” and American Values
Commentary Magazine