Пришел только что с «ЕГЕ-экзамена», которые сейчас сдает старшая. Я все понимаю, что ЕГЕ это будущее, которое может нравиться, не нравиться, но оно вот такое. Я как-то писал в одном из комментов, что «болонская система» это в первую очередь система, причем довольно мощная и хорошо продуманная. И тогда же говорил, что проблема не только и не столько в самой системе, как таковой, а какие цели ставят перед ней те, кто ее внедряет. Если ставится цель вырастить мелких лавочников и гастербайтеров это одна история, если же цель обеспечить рывок в 21 век совсем другая. Система в состоянии обеспечить решение обоих задач - говорю ответственно, как отец двух чад, которые сейчас с головой погружены в это самое дело.
Сравнивать ее с советской системой лишено смысла. Она ставила перед собой цель подготовить поколение, которое сделает бомбу, запустит спутник и решила данные задачи. Но она мертва. Мне советская больше по душе, так как она пыталась научить думать, самому создавать инструмент, при помощи которого может быть решена та или иная задача. Болонская «тестовая» система предлагает выбирать одну из множества опций и не в состоянии помочь, когда человек сталкивается с нестандартной ситуацией. Болонская система - технологическая и технологична и как любая технология плохо представляет как себя вести в форс-мажорой ситуации. Что, кстати, хорошо было видно на примере аварии на Фукусиме…
Таким образом, проблема не в системе, а какие она преследует цели и как она внедряется, как функционирует. Нахождение в течение полчаса в среде родителей, болеющих за своих чад позволило явственно увидеть как минимум две проблемы армянской системы образования нового разлива.
Первая проблема. Сами организаторы системы, учительский и методический состав не готовы к работе в рамках новой системы. Ученики, как это ни странно, адаптировались к ней и могут работать, а вот управленческая надстройка проваливается.
Они даже оказались не в состоянии спланировать расписание экзаменов таким образом, чтобы дети могли хотя бы перевести дух. Скажем моя сегодня сдала английский язык, а завтра пойдет сдавать историю. Ребята, что составляли расписание - вы когда-нибудь сдавали сессию? Точнее как же вы сдавали сессии, если не понимаете элементарных вещей? Не может человек сегодня сдавать гуманитарный английский и уже завтра гуманитарную историю с кучей инфы в виде дат и проч.
Где-то 19 июня она будет сдавать физику и уже 21 химию. Ну как так можно? Я уже не говорю о том, что до сих пор чехарда с тестами. Чуть ли не ежегодно меняются автор тестов и соответственно стиль. Причем новые тесты безбожно отстают. Например по химии появились где-то пару недель назад. По истории их пока нет. По английскому выяснилось только что, что они готовились по другому руководству - 2012 года, которое до Степанакерта пока не дошло. Я уже не говорю о том, что они стоят безумно дорого. Цены завышены где- в 3-4 раза, не меньше.
Ну и как можно вот так планировать - там в Ереване, где находится «мозг» армянской системы образования? А легко…
Вторая и гораздо более серьезная проблема. В среде родителей уверенно и вполголоса говорят о случаях просто «гениальных детей», которые посидев для приличия немного мгновенно заполняют тесты и затем с торжествующей улыбкой получают свои 20 балов. Хотя в данном случае надо говорить все же о «гениальности» родителей, которые смогли получить «коды доступа»…
И какой тут может быть вывод? Довольна простой - проблемы не только и не столько с системой образования или какой-то другой армянской системой, сколько с армянским обществом, которое изначально портит детей, - своих детей, демонстрируя каким образом можно влезть в светлое будущее через «задний проход».
«Продвинутые родители» показывают своим чадам, то есть тем, которые должны прийти к ним на смену, стать «элитой», как, помнится, выразился один из такого рода личностей, каким образом и каким трудом надо достигать вершин. Как жульничая можно получить студенческий билет, затем диплом. Ну и что сможет противопоставить такой отпрыск своему противнику по «элитной борьбе», когда столкнется с ним в противоборстве? А ничего, кроме немедленной сдачи, - всего и вся, потому как не умеет напрягаться, не умеет играть по правилам, не знает что такое труд, усилие. Точнее под трудом поднимается вполне определенное умение. Грохнется же все…