Я бы порекомендовал занимающихся темой военных реформ внимательно почитать статью Арлана Улмана (Harlan Ullman). Того самого, кто в свое время предложил концепцию «шок и трепет» (Shock and awe). Он высказывается по поводу того, в каком направлении должна идти западная военная мысль для того, чтобы справиться с вызовами 21 века, в том числе и бюджетными ограничениями.
Улман приходит к выводу, что «революция в военном деле», которая проводилась последние два десятилетия должна быть дополнена интеллектуальной революцией, изменениями в стратегическом мышлении. Сказанное, вероятно, можно было бы свести даже к банальности - «знание - сила». Однако реализация такого слогана требует радикального пересмотра практически всего и вся, в том числе и системы военного образования. Справиться со средой безопасности 21 века могут помочь знания, интеллект, а не только мускулы. Читать надо медленно, внимательно.
Ну и для русских коллег, а также рожденных и даже получивших образование в СССР горькая пилюля. Западная военная мысль полной ногой и с наслаждением наступает на уже старую мозоль. Начинается статья с констатации, что «революцию в военном деле» США, позаимствовали, от «военно-технической революции» СССР. То есть рывок и процесс создания современной военной машины США опирались на советскую военную мысль, в том числе и незавершенную реформу Горшкова, в рамках которой нас готовили в свое время. То есть советская военная машина до крушения СССР, фактически, была самой передовой с точки зрения уровня развития военной науки.
Может хватит ее доламывать какими-то непонятными реформами? Ведь советская военная школа пока что жива, есть шанс вернуть былое уже в 21 веке. Через пару лет, когда уйдут зубры, которые надеюсь еще живы, такой возможности уже не будет. Как-то не верится, что это возможно, тем более на фоне дальнейшего обрушения уже остатков системы военного образования. Со стороны это выглядит как безнадежное и обреченное дело.
Needed Now: An Intellectual Revolution in Strategic Thinking
Harlan Ullman, Atlantic Council, May 10, 2012
Toward the end of the Cold War, Soviet military thinkers coined the phrase "Military-Technical Revolution." Based on a combination of extraordinary advances in precision strike and in information and surveillance technologies, the MTR was successfully transformed by the Pentagon into the "Revolution in Military Affairs."