После своей ночной рабочей смены зашел я на рынок. Купив то, что нужно, ради интереса заглянул в крытые торговые ряды, где продается корм для животных, обувь, инструменты и различная сельскохозяйственная продукция. Время было ранее, только начало девятого, большинство мест еще пустует. Тем удивительнее оказалось увидеть женщину, перед которой на прилавке были (фанфары!!!) грибы. Стояло небольшое ведерко опят и навалена просто огромная куча маслят. Гарантированно найти сразу оба этих грибных видов можно в лесном массиве вокруг
Вакаловщины. Звоню Инне, - "Собирайся! Едем!", и спешу домой. Я почему-то думал, что в нужном направлении (
Битица, Вакаловщина) есть рейс в девять с "копейками". Но его не оказалось... Вот сколько ездили в тот район, а до сих пор точно не запомню расписание рейсового транспорта...
Первоначально была идея побывать на восток от Битицы, поискать
грибы, потом перейти на другую сторону от села, показать Инне
экзотические деревья и, если позволит время, разведать тот новый маршрут до Сум, который мы с другом десять дней назад не рискнули пройти из-за темноты. Из-за отстутствия нужного автобуса пришлось импровизировать: едем в Кияницу, рейс в 9:15 "Сумы-Басовка"
Кое-как позавтракав (на перекус брать нечего, только чай в термосе), галопом бежим на автовокзал. Точнее к райкому - мимо него проходят автобусы, следующие в Юнаковском направлении, потом сворачивают к Тягловому мосту. Мы успели как раз к времени отправления нужного автобуса. Обычно они подъезжают через пару минут к "точкам" за автовокзалом, где забирают пассажиров, которые не хотят переплачивать за билеты. Проходит пять минут, семь,... десять. Начинаем волноваться. "А точно этот рейс ходит ежедневно?" Инна на это не обратила внимания, когда смотрела расписание в интернете...
От автовокзала в сторону Белопольской сворачивают один за другим два автобуса. Может у рейса "Сумы-Басовка" изменился маршрут движения по городу? В голове начинают прокручиваться дальнейшие варианты, связанные с домом: вернуться и ну его нафиг эти грибы и прогулку (ибо холодно из-за ветра), или же поехать следующим рейсом, в 11:00, но уже куда изначально и хотелось, в Битицу. И тут наконец-то появляется знакомый зелененький ПАЗик. Проезд до Кияницы - десятка. Однако до нее мы не доехали:)))) Прогулка-то спонтанная, импровизируем на ходу: на Курской в автобус добавляются пассажиры, кое-кто передает за проезд до Иволжанского.. О, точно, там и выйдем! От самой Кияницы идти не хочется, за поселком знаю только одно грибное место, да и то, ту бывшую вырубку несколько лет назад засадили новыми деревьями. Т.е. опята там маловероятны и места много раз хожены. Неинтересно...
Значит решено, начнем из Иволжанского, глянем опят в овраге (в прошлом году они там были). Оттуда совершим переход до Вакаловщины, за маслятами. Хорошо, что после недавней прогулки я не удалил из
GPS-навигатора спутниковую карту этого района, времени на ее подготовку утром не было - просто схватил прибор и фотоаппарат. Даже не знаю как там с зарядом аккумуляторов, только бы хватило на все хватило...
...Кажется, что автобус едет долго: по Сумам, потом Песчаное, Стецковка, Писаревка. Волнами набегает дремота. Наконец-то выходим! На часах начало 11. В Иволжанском у трассы даже не стали дожидаться пока установится стабильное соединение со спутниками. Это потом сказалось на треке, его начальная часть получилась сильно ломаной и уходила в сторону от реальной дороги, по которой мы двигались. На навигаторе все стало как надо, когда миновали сельский ставок.
Здесь, на плотине, нам навстречу прошли двое молодых парней. С рюкзаками за спиной, карематами. Видимо возвращались с ночевки. Мы с ними не общались.
Тайник не захотели проверить. Сверху видно, что площадка перед пирамидой-родником залита водой.
Проигнорируем и
"Вход в лес" (он чуть в стороне от нашего запланированного пути). Будем заходить в чащу просто, без ворот и прочего антуража...
Справа остаются какие-то сараи,
через пару минут мы уже движемся по лесной дороге,
как ковром устланной опавшими листьями. Это путь на большую вырубку (видна на спутниковых снимках). Вот впереди среди деревьев показались просветы и послышался звук бензопилы. Потянуло запахом костра. Чтобы не встречаться с местными, сворачиваем с дороги. Опавшая листва скрывает под собой многочисленные ветки, поэтому идти приходится неспеша и осторожно, чтобы не споткнуться. Попадаем на колею,
которая выводит к квартальному столбу на опушке леса.
Слева близко огороды и домики Иволжанского. От столба снова углубляемся "навпростець" в чащу. Цель - выйти к
Ильичу. Нашли колею (заваленную деревьями в конце), которая привела к нужному дубу. Инна пару раз прокатилась на "тарзанке", я же проверил
тайник. Пакет с коробком оказался на месте, содержимое проверять не стал.
От "вождя" спускаемся в овраг.
Чуть дальше на склоне старая вырубка. Осматриваем пеньки - грибов нет. Совсем! Нет ни срезов, ни замерзших остатков. Значит опят просто не было и всё. Приходится корректировать планы. Идти мимо
родника в сторону Кияницы не имеет смысла (только потеря времени), нужно спешить туда где сосны, в надежде найти маслята.
Начинает накрапывать дождь. Вот только его и не хватало!
Тем же путем, как и год назад поднимаемся из оврага. Изменения в пейзаже - новая вырубка.
Вправо - дорога на полигон, нам влево, по новому пути. Где-то далеко слышится звук бензопилы, потом падение огромного дерева. Зиму обещают суровую, вот и готовятся...
На перефирии вырубки валяются огромные комли.
Дождик, который до этого лишь слегка накрапывал, припускается сильнее. В углу новой вырубки перекресток (ставлю точку на навигаторе). В нескольких метрах дальше - старая вырубка. Дорога проложена по ее краю и ведет не туда, куда нам надо. В очередной раз сворачиваем "навпростець" в лес. Еще комли.
Черные, потемневшие от времени, поросшие мхом.
...Вроде есть колея, тропа. А нет, показалось. Скорость передвижения низкая из-за скрытых под опавшей листвой веток, ям. Лесная глушь, кто сюда забредет с дороги? Но попадаются пластиковая канистра, бутылки...
Капли с неба перестали падать. Спускаемся в овраг,который протянулся вдоль полигона. Дорог здесь нет. Идти по низу, по сухой траве, тяжело. Поэтому почти сразу после спуска забираемся на другой борт балки.
Небольшая передышка после подъема и начинаем "штурмовать" полигон. Справа - ряд сосен, одна из них с обрубленной верхушкой.
Выглядит как бонсай.
Слева от нас - овраг с березами.
Я недаром упомянул про "штурм". Вначале есть старая колея, переходящая в звериную тропу. А потом - заросли.
Ломится через них очень утомительно. Огромный полигон давно не используется по назначению, вот и позаростало.
Хотя насчет не используется - я погорячился. В связи с известными событиями здесь начали тренировать солдат. Как раз со стороны Стецковки донеслись звуки выстрелов. Из-за рельефа местности мы оттуда - как на ладони. Поэтому, как могли поднажали, и оказались на дороге у леса. Тут нет бы уйти влево, чтобы попасть на просеку, не - "срежем": ломимся напрямик, через крапиву, поваленные деревья. Столбы ЛЭП. Ломимся дальше. Еще четыреста метров чащи и мы выпадаем на ту самую просеку. Здесь почти дорога. После выхода из леса она разветвляется. Тыкаемся направо, не, поглядев на навигатор, давай в другую сторону. Через минуту мы на дороге,
где когда-то, зимой, меня остановили егери. На обочине молодая поросль, как раз на опушке соснового леса. Шумят высокие деревья... Бродим среди молодняка, не забираясь в чащу - ничего нет из грибов.
Выходим на развилку. Меня давно интересовала уходящая вниз дорога, засыпанная щебенкой. На невысоких склонах растут сосны. И тут... Опачки!!! МАСЛЯТА!!!!
И еще
Да их тут много! Только надо траву разгребать, а потом только режь и режь... А говорят - "холодно, нету грибов". Есть! Конечно, попадаются и червивые. С правой стороны от дороги только огромные переросшие и уже соотвественно гнилые. Хорошие маслята - на левой стороне. Где-то с час мы лазим среди сосняка. Очень мерзнут руки, трава-то мокрая, а на улице не лето... Но вот наступил момент когда грибы перестали попадаться (всего было срезано два пакета - маленькое ведерко). А это значит, что нужно двигаться дальше. Проще всего уйти в Вакаловщину и сесть там или в Битице на автобус. Нет, будем исследовать новый путь!
Мы спускаемся по дороге.
На глаза попалась яблоня, вся усыпанная плодами.
К этому времени мы уже значительно проголодались (а с собой взяли только термос с чаем). Если с холодом можно бороться - достаточно просто быстрее двигаться, то для утоления голода требуется что-то существенное, а не мелкие яблоки. Хотя они оказались довольно вкусными.
Отходим от яблони, оборачиваемся и видим... - "нору" в холме.
Чтобы не путаться в сухой траве, делаем "крюк" по дороге. Колея уже значительно заросла и еле угадывается, а сама "нора" оказалась не глубокой - осталась только пара балок перекрытия. Поддерживающие их бетонные стенки ощерились арматурой...
Возвращаемся на щебенку. Дальше какие-то ямы, насыпи, оставшиеся бетонные плиты почти полностью заросли травой.
Еще лет десять назад здесь всё жило. В программе
Google Планета Земля очень хорошо видно как менялась местность.
2003 год
Проходит семь лет
2012
2013
2014
...Продолжаем идти по оврагу, но уже по грунтовке. Встречаем парня с металлоискателем, бродящего по траве. За поворотом между холмами стоит машина. В этом месте ставлю точку на навигаторе, отмечая дорожную развилку. От нее наша колея огибает холм с деревьями. Еще одна развилка. Через минуту ходьбы справа спускается дорога, которая обходит всю эту котловину по верху. Здесь мы сворачиваем в лес и начинаем подниматься по склону. Попадаются яблони. Похоже на старый сад. Плодов на деревьях много, но они мелковаты, пробую на вкус разные, даже закидываю немного в рюкзак. Дальше оказываемся на хорошей дороге. Интересно где ее начало внизу? Она как бы петлей поднимается из оврага. Чуть в стороне - молодые березы и сосны. Заглянули туда по грибочки, нету...
В конце подъема дорога оказывается заваленной деревьями. Вот почему я ее не обнаружил
когда-то, заезжая на велосипеде с другой стороны, и соответственно пометил это место как "тупик, заросли"!
Из леса мы выбираемся к полю. Наблюдаем очень красивый осенний пейзаж.
Движемся к этим деревьям с красно-рыжей листвой,
где вдоль проложена грунтовка. Именно здесь, на опушке, растет шелковица. Лесная чаща уже более менее просматривается, там оказывается есть впечатляющий овраг.
Сворачиваем с дороги и бредем вдоль рыжей "стены"
по угадываемой в траве колее.
Шикарный вид вдали.
Натыкаемся на столик с лавочками.
Чуть дальше есть небольшой лесной выступ - верховья оврага.
Тут уже колея закончилась. Пришлось, выворачивая ноги, пересекать вспаханное поле.
Одинокая сосна.
За ней очередной овраг, точнее ответвление другого, глубокого, который тянется по лесу от самой шелковицы. Спускаемся на дно. А вот и крапива.
Поздняя осень, а заросли еще непроходимые. К тому же полно поваленных деревьев. Намучились мы и решили подняться наверх к полю. Спуск, подъем, обходы - всё это окончательно выбило из сил, а хуже всего оказалось, что эти трудности были напрасны - когда наконец-то подошли к месту, где дорога уводила в чащу к экзотическим деревьям (вторая цель прогулки), то оттуда послышались голоса и звук бензопилы. Мы решили лишний раз не нарываться, свернули в сторону Пушкаревки, через некоторое время начали подъем по склону. Выбрались к сенокосу. Рядом пламенел лес.
Здесь когда-то в низине был сад.
Пару лет назад деревья выкорчевали и вычистили склоны. Пустота, и над всем этим стоит "хижина дяди Тома".
Отсюда до Битицы уже рукой подать. По полю вдоль засаженного оврага мы спустились в село. Обратили внимание, что во многих местах над оврагом вырублены деревья - зима на носу, вот и запасаются дровами.
Маршрутку долго ждать не пришлось. Она приехала в 15:40 . Проезд до Сум 6 грн.
Сегодняшний "улов".