“Мир был беспредельно просторным, взгляд упирался не в четкие, хорошо различимые предметы, а в голубоватую дымку далей. За далями - опять дали, океан зеленых, синеющих к горизонту гребней - сопки. Наверное, они зыбились и текли, как волны реки, но разве что одна вечность могла замечать их зыблемость.” - так начинается повесть «Когда расходится туман» Анатолия Клещенко.
«Несмотря на бесспорную значимость творчества Клещенко в истории русской литературы, оно никогда не являлось объектом изучения.» - говорит Биобиблиографический словарь. Увы, это так. Замечательный писатель, поэт, человек с удивительной судьбой незаслуженно обойден читательским вниманием. До недавнего времени его произведений не было в электронном виде, но теперь они есть, и значит пришло время исправить несправедливость и рассказать о нем миру.
Сын деревенского художника, Клещенко с раннего детства учился любить и понимать природу, в 12 лет он начал свое творчество как поэт. Учился на филологическом факультете в Ленинграде, работал в газете Смена, дружил с Корниловым и Ахматовой. И в 20 лет, в тот момент, когда жизнь кажется особенно прекрасной, был арестован по доносу человека, которого еще долгое время он продолжал считать своим другом. 15 лет провел он в Красноярском крае, 10 лет в лагерях, и 5 лет в качестве сторожа на далекой таежной заимке. Затем вернулся в Ленинград, начал писать прозу, был реабилитирован. Но тайга звала его, он ездил в Заполярье с геологами, и наконец, в 1968 году уехал на Камчатку, где работал охотинспектором, и умер от воспаления легких в сельской больнице, простудившись на промысле соболя.
Тайга - это главная героиня нехитрых повестей и рассказов. Клещенко не понаслышке знает о тайге, большая часть его жизни прошла именно там, поэтому его описания так завораживают. Лесозаготовка, рыбалка, охота на рябчиков и соболей, ночные костры с непременным чаем из брусничника - все это переживал он сам и это придает его произведениям особый колорит.
«Тайга со своей торжественной, храмовой тишиной не располагает к разговорам. Она располагает к размышлениям.» К размышлениям - о чем? О жизни и о совести. «Мастер никогда не чувствовал себя способным учить там, где речь шла не о сортности древесины, технике валки леса или ледяных дорогах. Считал, что всему остальному должны учить люди более грамотные. За собой он оставлял право иногда наставлять внучку. Наставления сводились к одному - поступать, советуясь с совестью.» В лесной глуши, где каждый день требует от людей недюжинных физических и подчас нравственных усилий ценность личности выявляется не в разговорах, а в поступках.
Как поступить если в преступлении совершенным твоим другом обвинили другого? Нелегко решиться и рассказать правду. А как быть, если виноват ты сам?
В повести «Когда расходится туман» на одной чаше весов оказывается все будущее юного, только начинающего жить бакенщика Генки Дьяконова, мечты об учебе в Москве вместе с Элей, любовь к которой так внезапно, светло и радостно озарила его жизнь. «- Знаешь, я думала: чтобы полюбить человека, надо… ну… всякое такое… Разговоры, и взгляды на жизнь, и чтобы какое-то родство душ. А получилось вот так… Ты. И я. И еще знаешь кто?
Генка помотал головой.
- Еще Ухоронга. Помнишь?»
На другой чаше - справедливость. «Конечно, она не верит, что можно забыть такое. Генка Дьяконов, называвший Петра Шкурихина подлецом и гадом за то, что хотел свалить свою вину на другого, на невиновного, - и вдруг сам поступает так же?»
В таких ситуациях раскрывается характер человека. «Что до характеров - характеры познаются не сразу. Они проявляются по мере действия на них обстоятельств.»
В повести «Распутица кончается в апреле» это показано как нельзя более ясно. Герои этой повести валят лес на далеком, отрезанном от мира участке. На этот раз герои не простые таежники, охотники и геологи - это уголовники, отпущенные на свободу, пробующие начать новую жизнь. Однажды преступив черту закона, человек становится вором, попадает в свой особый мир, возвратиться откуда бывает очень трудно, подчас невозможно. «Разве честный дотоле человек среди честных людей заявит вслух, что хочет стать жуликом? А как вор, честный в глазах воров, скажет такое?»
Пять человек пришло в барак, стоящий на самом конце вилючей проселочной дороги. Кто из них сможет найти в душе кусочек чего то чистого и светлого, кто отыщет в себе силы и решимость начать новую жизнь? И что подтолкнет их к этому?
Работа ли? «Нет, Виктор не спешил. Наоборот, работал с какой-то особенной неторопливостью. Это была неторопливость пластичности, уверенности в своем торжестве над временем. … Плавным движением послав тело вперед, припал на полусогнутую ногу, одновременно вонзая пилу. Мотор изменил тембр звука, брызнули на снег опилки. Поджимая по мере надобности пилу, Виктор испытывал какое-то необъяснимое торжествующее чувство слитности с послушным ему механизмом и окружающим миром, могущественным и уступчивым одновременно.»
Любовь ? «- Настя, - начал он и остановился, задохнулся от нехватки слов. - Настя, я, конечно, уголовник, вор. Но с этим покончено, Настя…»
А может быть желание жить в мире, которым управляют не дерзость и сила, иметь возможность честно и прямо смотреть людям в глаза ? «Опять заставляла заглядывать туда, где просто, без надрыва и наигрыша, жили люди, занимаясь вроде бы неинтересными, но почему-то будящими зависть делами. Трудные будни здоровой веселой молодости выглядели праздниками. Вечера перешептывались и пересмеивались в синем сумраке голосами гуляющих по деревне парочек, ничего не боящихся, ни от кого не прячущихся »
И хоть Клещенко не любит легких утешительных концовок, и, несмотря на его непростую судьбу, он до самого конца верил в победу добра, как бы ни были горьки жизненные уроки.
Возможно современному читателю его повести покажутся наивными, но тот, кто как я любит суровую таежную романтику и верит в людей и справедливость, не будет разочарован.