(no subject)

Mar 01, 2020 15:11

Все позднесоветское архитектурное образование пропитано Корбюзье. Я помню, с каким придыханием некоторые мои учителя вспоминали свою молодость, которая была наполнена Корбюзье. Его архитектуру мы видели в учебниках (интернета еще не было) на черно-белых маленьких фотографиях, выполненных типографским способом. Читали о гениальности его творений, и конечно, о самом гениальном - капелле Роншан. В те годы я еще не был церковным человеком, архитектуру знал только в рамках учебной программы, опыта своего не было. И вопрос, насколько имеют право на существование такие храмы, оставался открытым.
Но у любой советской вещи есть второе дно. Пропаганда модернизма умело скрывала то, что ей мешало овладевать неокрепшими умами. Много лет спустя я узнал историю капеллы Роншан, и это очень поучительная история. Она о жизни архитектуры в обществе.
Нотр-Дам-дю-О (фр. Notre Dame du Haut букв. «Дева Мария на высотах») или капелла Роншан - бетонная паломническая церковь, построенная в 1950-1955 гг. во французском местечке Роншан на Вогезской возвышенности, над Бельфором.



Христианская часовня на этом месте существовала с XIII века. Она была основана на месте разрушенного языческого храма. Её здание неоднократно строилось заново. Так, часовня сгорела в 1913 году от удара молнии, а в следующеем здании, предшествующем постройке Корбюзье, были разрушены крыша и шатёр во время артиллерийского обстрела в 1944 году. К 1950 году эти части здания были восстановлены. Но тем не менее церковные власти решили снести старую капеллу, тем самым освободив участок для осуществления проекта Корбюзье. Первоначально нестандартное здание вызывало бурные протесты местных жителей, которые отказывались подавать в храм воду и электричество, однако к настоящему времени туристы, приезжающие посмотреть на него, стали одним из основных источников дохода роншанцев.

Эта история поразительна. Когда-то Ревзин писал о проведенном в Англии опросе, из которого следовало, что 70% людей не любят современную архитектуру (но при этом ничего другого не строится). Просто представьте себе местных жителей: у вас на холме над деревней стоял храм, построенный вашими отцами, в который вы ходили в детстве, в котором вас крестили. Он пострадал во время войны, но его восстановили. И вот приходит церковное начальство, сносит ваш храм, а на его месте строит языческое капище-дольмен по проекту открытого атеиста, и приказывает вам считать его гениальным творением архитектуры, до понимания которого вы в силу собственного дремучего невежества еще не доросли. И вдобавок не понимаете, тупые, что сейчас к вам поедут туристы со всего мира и вы разбогатеете.
Какая знакомая ситуация! Все как по нотам: гениальный творец, опередивший время; дремучие, невежественные, агрессивные аборигены, цепляющиеся за свои замшелые предрассудки; старая рухлядь "устаревшей нетворческой архитектуры", досадно мешающая построить поразительное творение будущего...



История повторяется. Опять требуют немедленно разрушить все старые традиции (ведь это не более чем идеология!), срочно поменять стиль, язык, кое-где и сломать что-нибудь, а строившим оторвать руки, и как можно скорее, пока не поздно, незамедлительно строить прекрасные храмы грядущего, которые, конечно же, гениальны, "являют Бога в простоте", но пока не поняты и т.д...

церковное искусство, Корбюзье, традиционализм, православный храм, модернизм, храм в Тушино, церковь

Previous post Next post
Up