В очередной раз проснулся знаменитым - корреспондентка chitaitext.ru
спросила, что я думаю про эскизы будущего железнодорожного вокзала.
В заметке я оказался в весьма теплой компании, и я точно знал, что мое мнение будет уникальным)
Дело в том, что жизнь все чаще будет преподносить сюрпризы советским архитекторам, особенно провинциальным (пермским, например), в виде внезапных проектов в духе традиционной, немодернистской архитектуры. Как, например, упомянутый
вокзал в Сосногорске. Конца истории не случилось, жизнь продолжается. Но советские архитекторы (в частности, пермские) все еще бегут сломя голову в прекрасное далеко - в Пермь, всю наполненную стеклянными небоскребами 500 м высотой, как мечтал Шамарин, между которыми по эстакадам проносятся поезда на магнитной подушке и мчатся сотни автомобилей; в город, полностью покончивший со старой архитектурой. Ну что поделать, люди наяву пожили в стеклянной замятинской антиутопии, а это бесследно не проходит.
Но посмотрим, с каких высот профессии снисходят к обывателям профессионалы.
В. Новинский:
"Мне нравится вокзал, который был построен в начале прошлого века. Это было здание в стиле модерн, в то время оно было современным. Нынешний проект выглядит беспомощной наивной пародией. Сейчас у нас современное общество, время ушло далеко вперед, масштабы Перми изменились. В то время в городе жило 50 тысяч человек, а сейчас - миллион. И когда мы пытаемся обновить вокзал таким «детским способом», это смешно.
Город заслуживает достойного вокзала современного вида, а не этой насмешки и карикатуры. Ведь был довольно хороший, интересный проект немецкого концерна Deutsche Bahn. Он гораздо современнее, чем нынешний вариант".
Вообще-то, меньше всего нынешний проект - пародия. Это абсолютно самостоятельное произведение, использующее на главном фасаде часть композиции старого здания, не повторяя его буквально, а создавая новую композицию в другом архитектурном масштабе (не путать с масштабированием). Прием известный, использующийся много и в любые времена.
Следующий аргумент против - "время ушло далеко вперед, и сейчас у нас современное общество". Ээээ, ну и что?!? Может быть, тогда нужно снести все здания, построенные до 2019 г.?
"Пермь увеличилась в размерах" - ну и что?!? Он хочет сказать, что в городе на 50 тыс. можно применить прием использования композиции старого здания, а в городе на миллион это уже смешно?!?
Ну а дальше наконец наружу прорывается невысказанное, главное: СОВРЕМЕННЫЙ. Все что не "современного вида", то насмешка и карикатура. Т.е. эти профессионалы всерьез рассматривают как архитектуру только стеклянные мятые коробки (и делателей таких коробок как профессионалов), а нормальную традиционную архитектуру они считают "подделкой", "карикатурой" и "насмешкой". Что из этого следует - эти профессионалы смотрят на город, в котором они живут, как на мертвое скопление отживших, устаревших коробок с рюшками, все это надо снести и в перспективе заменить стеклянными небоскребами (оставив несколько "памятников", но только ни при каких обстоятельствах не достраивая их). Чему же тогда удивляться, глядя на то, как современные архитекторы работают в исторической среде?
Второе мнение, В. Щипалкин:
"Мне не понятен подход создателей этого проекта. Он не поддается никакой оценке. Это странно - сделать в XXI веке железнодорожный вокзал для миллионного города в стиле конца позапрошлого века. Особенно странно это выглядит на фоне нового здания пермского аэропорта. Его можно критиковать, но он получился самобытный, с ярким фасадом".
Оно такое же, как первое. Ни слова об архитектуре, чистая идеология. НЕЛЬЗЯ в стиле конца позапрошлого века (но в стиле первой половины прошлого - модернизме - можно))) Почему нельзя? Потому что это странно и смешно. Почему странно? Потому что НЕСОВРЕМЕННО. Почему несовременно? Потому что не мятое, не стеклянное, а со стенами, окнами и - о ужас - реминисценцией утраченного здания. Вот и вся современная архитектурная теория!
Почетный архитектор, преподающий в Академии, напоминает о недавно построенном здании
пермского аэропорта, даже хвалит его. Но позвольте,
как вообще архитектор может говорить об этом лютом позорище хоть что-то положительное в смысле архитектуры???
Боюсь делать слишком смелые выводы, но похоже, что в современных арх. вузах не столько учат делать архитектуру, сколько обращают неофитов в человеконенавистническую доктрину модернизма, приучая считать все безобразное профессиональным, а традиционное и красивое - безумным. Ярчайшая черта любителей "современной" архитектуры - глубочайшее презрение к обывателю, не посвященному в тайную доктрину, и лютая ненависть к любому проявлению любви к традиционной, классической архитектуре и искусству. Доходит до совсем уж интересных проговорок типа
"современную архитектуру пока не признают на генном уровне" (там, кстати, тоже речь про вокзал). Это не я придумал - любитель мятых кривых "современных" коробок считает любителей традиционной архитектуры неполноценными физически!
P.S. Как обычно, уже традиционные ссылки на современную архитектуру, красивую, с использованием новейших технологий, функциональную и т.п.
https://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=494199&page=313https://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1022349&page=588https://www.facebook.com/groups/Klassisknyproduktion/