Известные пермские архитекторы на своем форуме создали опрос "Лучшее здание Перми 21 века" и, голосуя друг за друга,
говорят друг другу разные приятности (не забывая благодарить гостей за добрые слова и язвительно насмехаясь над теми, кто добрых слов им не говорит).
Конечно, в такой атмосфере взаимных поглаживаний достоинства зданий вырастают до невероятных величин, и уже кажется, что только благодарные потомки смогут оценить их по-настоящему. И как-то забывается трезвый факт - здание неотделимо от города. Как бы ни был изобретательно решен объем, если здание взрывает и ломает городскую среду, говорить о нем как о творческой удаче затруднительно. Однако у нас сегодня о таких зданиях принято говорить как о "доминантах застройки". И почему-то не принято вспоминать, что настоящая доминанта всегда функциональна. Какую функцию несет высотный жилой объем, находящийся в равномерной среднеэтажной застройке? Художественную? Говорить о таких категориях в градостроительстве сегодня неприлично и позорно, это признак тяжелой отсталости. Служит визуальным ориентиром? Но если такие "ориентиры" отмечают совершенно случайные места и их десятки, какой в них смысл? Эти "небоскребы" в 20 этажей, натыканные в самых неподходящих местах - не более чем следствие глубокого кризиса в градостроительстве и управлении городом. И именно такими памятниками диких девяностых и сыто-тупых нулевых они и останутся в будущем. А их архитектура... т.е. именно фасады и объемная композиция - лет через 20 они устареют на 100%, и будут лишь памятником давно ушедшему времени - времени, когда бывшие советские архитекторы резвились на обретенной свободе, считая, что все выше пяти этажей и без прямых углов является верхом оригинальности и прорывом в будущее. К ним привыкнут, но не как к хорошему, которое раскрывается во времени. Привыкнут как к острому углу в квартире, который тело огибает уже по привычке, бессознательно. Неудобство, которое уже не замечаешь.
Вот колокольня кафедрального собора и башня смерти на Комсомольском проспекте - да, это доминанты. В отличие от сегодняшних "небоскребов", они не поражают размерами или вычурностью объема. Но характер важного акцента в застройке у них не отнять (в них есть смысл, художественные качества, функциональность с т.з общества). А те же "Ворота Прикамья", которые лидируют в рейтинге-междусобойчике, ни сейчас не организовывают ничего, ни в будущем не будут никак организовывать пространство у камского моста. Потому что это просто жилой дом. Просто очень большой. Действительно ли въезд на мост со стороны города требует, чтобы сбоку был поставлен огромный жилой дом? Это теперь такое современное градостроительство, пошедшее самобытным пермским путем? Построенные дома становятся частью городской ткани, а она существует по своим законам. Для ее существования факт того, что один богатый человек построил в неподходящем месте непомерно большой дом по проекту служащего у него архитектора, еще не означает, что городская ткань автоматически принимает правильную и эффективную форму. И то, что архитектор постарался выжать для своего хозяина максимум из площадки, придумав, как лучше расположить лестнично-лифтовые узлы, конечно, заслуживает признания. Но к улучшению облика города это не имеет отношения.
К чему уже успели привыкнуть? К новому павильону "Пермской армарки". Его архитектура устарела менее чем за десять лет безнадежно - без умиления смотреть на эту игру кубиков, лимонных долек и "как бы врезающихся друг в друга объемов"(с) невозможно, это такой милый наивный привет от перестроечного постмодернизма. А функциональность? Хоть кто-нибудь считает, что там удобно?
Привыкнем, морщась, и к остальному.
P.S. Вспомнил еще один дом - высотное здание в середине квартала Сибирская-Большевистская-25 октября-Кирова. А ведь я еще помню время, когда его архитектура казалась свежей и оригинальной. Но уже лет десять как понятно, какой это ужас и по архитектуре, и по существованию в городе.
А "элитная" "высотка" за Домом благородного собрания на Сибирской-Луначарского? Девяностые, элитный дом - я давно на него просто глаз не поднимаю, зачем лишний раз волноваться... А сколько еще натыкают таких башен - Арт-Бля-1 и Арт-Бля-2, Forma, Крокусы... "Солнечный город", наконец. Погиб центр, как в Екатеринбурге. Почти погиб.