(no subject)

Jun 09, 2009 01:53

Случайно меня занесло на совершенно бесподобный архитектурный заповедник Екатеринбурга, http://arch66.ru
Потрясающая своим трагизмом статейка (и таких там много): http://arch66.ru/articles/9/91/
Господин Громада в 2003 году был моим рецензентом на дипломе, правда, чисто формально. Тамошние аборигены не дадут соврать - он вполне может считаться лицом свердловской архитектуры. Мысли, которые выдает Громада в этом интервью, потрясают чисто свердловским ментальным колоритом - этакая беззастенчивая, естественная, натуральная, безо всякой рефлексии апология бабла, презрения к городу и к профессии, подкрепляемая жалкими оправданиями типа "все работают за деньги", и это декларируется как единственно возможный принцип жизни (я знаю, в Свердловске это именно так, так воздух пропитан этим, и ничего другого там нет):

"Мы отталкиваемся от желаний заказчиков. Все работают за деньги. За «спасибо» работали египетские архитекторы, и то им потом выкалывали глаза.
Первое, на что мы обращаем внимание - это техническое задание от заказчика. Умный и грамотный заказчик понимает, что ему надо. Есть заказчики, которые хорошо, сразу цельно видят объект. Они не могут объяснить, не могут нарисовать, но в процессе общения с ним ты понимаешь, что они хотят увидеть. Тонкость состоит в том, чтобы это понимание переложить на свой лад. Это иллюзия, что архитекторы, даже с мировым именем, свободны в своем творчестве. Ничего подобного. Все работают для заказчика. Просто есть заказчики, которые любят деконструктивизм, а есть заказчики, которые его не любят, есть те, кто любит классику, есть те, кто любит современную архитектуру. Каждый любит что-то свое, и каждый знает, за что он платит деньги. Зачем им платить, за то, что им не нравится?
Если ты можешь подвести человека к своему решению, убедить его, что в твоем проекте есть все, чего он хочет, если он дает тебе место для творчества - тогда это очень хороший результат. Но все равно, есть границы желаемого заказчиком, которые нарушать не следует, иначе ты рискуешь потерять клиента. И такие вещи происходят очень часто.
В основном мы вдохновляемся примерами, опубликованными в специализированной литературе. Часто бывает, что сами заказчики показывают нам что-то интересное, из других стран и городов. В любом случае много идей предлагает именно заказчик.
Но кроме заказчика у нас есть еще и определенная градостроительная политика. Я считаю, что надо быть толерантным этой политике. В городе работают все вместе. У администрации Екатеринбурга, а иногда и области, есть требования к некоторым участкам, к некоторым объектам. Иногда даже заказчики «прогибаются» под это обстоятельство. Приходится учитывать интересы городских властей.
Вот такая сложная задача стоит перед архитектором…"

Это просто бесподобно. Особенно про примеры из "специализированной литературы", "границы желаемого заказчиком, которые нарушать не следует", "все работают за деньги". Про сам этот проект Громада говорит:

"Проект получился большим и интересным. Если он будет выполнен достойно, будет чем гордится. По поводу стилистики архитектуры - вот увидите, это будет выглядеть красиво. Это городская большая классика. Вся центральная Европа, застроена такой архитектурой. У нас такого практически нигде нет".

Я не думаю, что Громада идиот. Я думаю, сам он не верит в эти слова. Если нет - тогда... в это не очень легко поверить. В такую степень падения и идиотизма.
Свердловск уникален тем, что он был небольшим и красиво (профессионально) построенным городом, и эта компактность, и еще тучи бабла обернулись против него: чтобы убить центр стеклянными сундуками и фаллосами, не потребовалось много времени. Плюс архитектурная школа, выпускающая десятками и сотнями последние годы таких вот знатоков архитектуры. Деградация центра произошла практически мгновенно, на него так зверски накинулись. Сейчас пытаются убедить себя в том, что эти стеклянные кучи и фаллосы в неожиданных местах - практически то же самое, чем застроена центральная Европа.
Вот в Европе-то не знают, что ее догнали и перегнали. Сам проект, конечно, уродлив до крайности, а те, кто видел первую и вторую очереди этого ТЦ, не дадут опять-таки соврать, что они еще уродливее.

Екатеринбург, архитектурное, Громада, модернизм

Previous post Next post
Up