Mar 13, 2009 23:56
Глядя на первые приметы весны в наших городах, неизменно вспоминаю божественного Глеба Смирнова и его "Метафизику Рима: барокко":
"Наконец, философские камни (алхимический термин) римских мостовых. Святая Биргитта, шведская принцесса, увещевала как-то, семь веков тому назад: “Идите в Рим, там мостовые сделаны из золота, а черепицы - из крови мучеников”. Улицы старого города мощены, однако примерно так же, как Аппиева дорога - булыжниками. Аппиевы были, правда, - как с неба упали, такие нешуточные метеориты. И все же святая Биргитта права. Пусть булыжники папского Рима не из золота да и пообмельчали по сравнению с языческими валунами, зато резко осмыслилась их святость: с чего-то эти камни мостовых называются “сан-пьетрини”, маленькие Сан-Пьетро. А ведь Сан-Пьетро - оплот христианства, эпицентр католичества. Имя Петр в переводе с латыни - “камень”. Мостовая, состоящая вся из “твердынек веры”, постулирует святость идеи дороги в латинской цивилизации. Причем дороги, неразмываемой дождями и без луж. Ибо что может быть большим ущербом и поношением для цивилизации, как забрызганные икры человека, желающего к ней принадлежать? В мощеном Риме с его незапамятным культом дорог нет луж. Спрашивается, не эти ли “святые камни” имел в виду европоцентрик Версилов?
Чистые штанины - плод алхимии римской цивилизации, приучившей Европу к дорогам, именно заслуга алхимии, а не химчисток. Следовательно, чистые штанины - оборотная сторона многовекового барокко, единого и неделимого, как католичество".
Глеб Смирнов-Греч