В порядке дружеского пеара публикую отзыв уважаемых
krabuschky, которые суть не только живые классики отечественной словесности, но и большие знатоки железнодорожных дел.
ЗАМЕЧАНИЕ ПО ФИЛЬМУ «МАТИЛЬДА»
Как и ожидалось, «Матильда» оказался на поверку бездарной мелодраматической поделкой, не делающей чести ни режиссеру, ни прочим участникам съемок. Если честно, я её не осилил, хотя привык досматривать до конца ленты любого хронометража, как шедевры, так и мусор. Здесь дошел только до сцены крушения…
Съемочная группа уверяет, что она изучила множество документов эпохи, что не только крайне сомнительно, но и просто смешно. Википедия в качестве источника, несомненно, дурной тон, но если бы создатели «Матильды» соблаговолили заглянуть хотя бы туда, кинематографического бреда было бы меньше.
Не знаю, как насчет верунов с их оскорбленными чувствами по поводу: жарил ли государь балеринку, или только платонически пользовал, мне это безразлично. Меня напрягает тот факт, что веруны пропустили незавуалированное действительное национальное оскорбление, состоящее в том, что, что бы в Империи ни случилось, виноватым оказывается пьяный мужик крестьянин, бревном встающий на благоверном царственном пути. Именно из-за лапотника в фильме поезд летит под откос.
Как же все было на самом деле?
Во-первых, царский поезд вел не одиночный паровоз 0-4-0 серии Ов, которого в то время еще не существовало, а два паровоза: пилотировал товарный серии Т № 164 0-3-0 постройки завода Зигль, следом шел пассажирский серии 1-2-0 П № 41 (Коломенского завода), это хорошо видно на фото с места происшествия. Ставить вместе подобные разноскоростные агрегаты если не запрещалось, то точно не рекомендовалось.
Во-вторых, сам поезд превышал вес и количество осей для пассажирской службы. Притом вагон-салон министра путей сообщений был неисправен, кренился влево, то ли по причине поломки подвески, то ли из-за навешанных на него дополнительных приборов («игрушек» министра, которые, кстати, ему предписывалось убрать). Поезд формировался ради удобства владельцев, потому самые тяжелые вагоны - царские - поставили в конец состава, к тому же с них сняли тормоза (императору мешал их визг).
В-третьих, превышение скорости движения практически в два раза (царь любил быструю езду).
В-четвертых - слабое строение пути (особенность российских железных дорог). Курско-Харьковско-Азовская дорога готовилась к выкупу в казну, потому какое было техобслуживание, откаты, «экономия» и т.д., можно себе представить.
И у станции Борки поезд принялся нагонять расписание (еще одна причина), пошел под уклон со скоростью в два раза больше номинала для таких случаев (а именно, гнилые шпалы, размытая высокая насыпь, слабый путь). В результате несинхронизированная двойная тяга разбила слабый путь, поезд резко встал, и задние тяжеленные нетормозые вагоны пошли по инерции крошить деревянный состав, складывая его как подзорную трубу (телескопирование). Как результат 21 только погибший.
Эта катастрофа как нельзя лучше иллюстрирует положение дел в Империи. Представляете, какой бы мог выйти кинообраз совершенно порочной феодальной системы, где боходанный император, который настолько распилил и освоил выданную на всех благодать, что и законы Ньютона ему не писаны, летит во весь опор без тормозов по раздолбанным путям на феодально-неуправлямом убитом поезде, где никто не выполняет своих обязанностей. Где медлительный товарный паровоз германской постройки пытается вести скоростной российский (чем не аллегория), но тот его сталкивает с дороги, рушатся пути и все летят черти куда… Тогда и сцена Ходынки в фильме как-то срифмуется.
Но нет, во всем до сих пор виноват пьяный мужик с бревном, народ, то есть, или большевики с террористами. Ведь один из виновников катастрофы МПС Посьет первое что заорал, стерев с лица остатки гурьевской каши:
- Покушение!!! Совершено покушение!
Впрочем, все равно никого не наказали…
Ну а воровство, ну какое воровство при феодальном управлении может быть ну, к примеру, в Адмиралтействе, если и так все наше царское. Просто царственный барин решает, что перспективнее бронировать брильянтами балерин, чем модернизировать броненосцы. Перспективнее и все тут! Суверену же виднее… А что Цусима - так это народ виноват и большевики империалистические международные.
А что насчет самой главной интриги - жарил ли осударь балеринку? Да без вопросов!!!…