Бычий облик Яхве

Apr 08, 2016 21:30

В угаритских текстах бычий облик придаётся трём божествам - Элу, Ваалу и Анат. Постоянный эпитет главы угаритского пантеона - «Бык Эл» (ṯr ’il). Ваал именуется другим словом с тем же значением «бык» - ’alp (KTU, 1.10.III.16-17; KTU, 1.11.3, 16). В двух случаях упоминаются, видимо, «его рога» (qrnh) (KTU, 1.12.II.39; KTU, 1.101.6). Литературные данные подтверждаются изобразительными - на угаритских рельефах Эл и Ваал представлены в головных уборах с бычьими рогами.

Анат в бычьем облике предстаёт в угаритском мифе о её совокуплении с Ваалом и рождении у них сына. Этот миф отражён в трёх текстах, два из которых повреждены и сложно поддаются истолкованию. Больше всего споров вызывает текст KTU, 1.13, условно именуемый «Заклинанием против бесплодия». Лицевая сторона его таблички описывает то, как Анат истребляет по заклятию своих врагов. Текст на оборотной стороне начинается обращением к богине: «Услышанному тобой, о Тёлка, внемли, … гласу в ушах твоих!» (šm‘k l’arẖ wbn <…> ql b’udnk). Провозглашается, что за свои деяния Анат «облечена в свет» (lbšt b’ir).

Далее говорится, что к Анат являются ангелы Эла: «Посланцы небес отправились, князья царя небесного были посланы» (ml’ak šmm tmr | zbl mlk šmm tl’ak). Они благовестят о рождении у Анат и Ваала младенца и передают обетование Эла о нём: «Силой укреплю сына вашего, как первенца княжеского благословлю вам!» (ḥl ’amr bnkm | kbk[r] zbl’am [b]rkm). Дева выражает готовность исполнить божественную волю: «Возжаждала(?) Анат, Тёлка Ваала, возжаждала(?) Анат и родила, та, чья утроба не знала зачатия» (’agzrt ‘[n]t ’arẖ b‘l | ’a[g]zrt ‘nt wld | kbdh lyd‘ hrh). Последние строки трудно поддаются истолкованию, но в них присутствуют слова «её груди» ([]ṯdh), «кормление» (tnqt) и «младенец» (ṣġr) (KTU, 1.13.22-33).

Вторым отражающим этот миф текстом является фрагментированная поэма о любви Ваала и Анат. В ней Анат отправляется к Ваалу (вероятно, после упомянутого выше благовещения), находит его на охоте и передаёт ему повеление Эла: «Тёлка, роди быка, о Дева Анат!» (’arẖt tld ’alp lbtlt ‘nt) (KTU, 1.10.III.2-3). Далее описывается их совокупление, после которого Ваал восходит на свою святую гору Цафон, а об Анат сообщается: «Тёлка, тёлка, <…> вола она родила <…> и тура» (’arẖ ’arẖ <…> ’br tld <…> wr’um) (KTU, 1.10.III.20-22). Анат является на Цафон с вестью: «Вол у Ваала родился, и тур у Скачущего на облаках» (’br lb‘l yld | wr’um lrkb ‘rpt) (KTU, 1.10.III.36-37). Текст обрывается словами о радости Ваала.

Наконец, третье упоминание этого мифа содержится в поэме о борьбе Ваала с Мотом. Перед своей гибелью от руки Мота Ваал «возлюбил тёлку (‘glt) на пустоши, корову (prt) на поле… Он лежал с нею семьдесят семь <раз>, покрывал восемьдесят восемь. И зачала она, и родила она дитя» (KTU, 1.5.V.18-22). Хотя имя Анат здесь не упоминается, сходство с двумя предыдущими текстами позволяет предполагать, что и в данном случае имеется в виду эта богиня.

Дошедшие до нас угаритские тексты ничего более не сообщают о сыне Ваала и Анат. Он ни разу не упоминается, когда речь идёт об угаритском пантеоне. На основании параллелей с другими религиями древнего Ближнего Востока можно сделать осторожное предположение, что брак между Ваалом и Анат был местной угаритской (ханаанейской) разновидностью обряда священного брака, плодом которого считался правящий царь.



Крылатая б-гиня верхом на быке - предположительно Анат
Город Дан на севере Израильского царства, VIII в.

(В угаритских мифах Анат изображается не только как корова, но и как птица: «Подняла крылья (tš’u knp) Дева Анат, подняла крылья и устремилась в полёте» (KTU, 1.10.II.10-11); «Анат, птицей летящая» (‘nt d’it rẖpt) (KTU, 1.108.8); «Среди орлов буду летать (’arẖp) я… [Среди] орлов летала (trẖp) Анат» (KTU, 1.18.IV.21, 32).)

Обратимся теперь к еврейскому материалу. Наиболее заметным отражением в нём ханаанейских представлений о бычьем облике божества являются сведения о культе тельцов в Израильском царстве. Царь Иеровоам I «сделал двух золотых тельцов (‘egle zahaḇ) и сказал народу: … вот боги (’elohim) твои, Израиль, которые вывели тебя из земли египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане… И приносил жертвы на жертвеннике; то же сделал он в Вефиле, чтобы приносить жертву тельцам (‘agalim), которых сделал» (3 Цар. 12, 28-29, 32). (Рассказ о создании золотого тельца у горы Синай в Исх. 32 и Втор. 9, 8-21 является вторичным литературным сочинением, проецирующим в мифическое прошлое реалии поздней израильской жизни.)

Культ тельцов упоминается также в поздних добавлениях в Книгу пророка Осии, сочинённых уже после падения Израильского царства и представляющих собой, таким образом, vaticinia ex eventu: «Оставит тебя телец твой (‘egleḵ), Самария! … Художник сделал его, и потому он не бог (’elohim); в куски обратится телец (‘egel) самарийский!» (Ос. 8, 5-6); «За тёлок (‘eglot) Беф-Авена вострепещут жители Самарии. Восплачет о нём народ его, и жрецы его, радовавшиеся о нём, будут плакать о славе его, потому что она отойдёт от него. И сам он отнесён будет в Ассирию, в дар царю Иареву» (Ос. 10, 5-6); «Говорят они…: “Целуйте тельцов (‘agalim)!”» (Ос. 13, 2).

Иудейское предание - как первичное в 3 Цар. 12, 28 («Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли египетской»), так и вторичное в Исх. 32, 5 («И провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Яхве»), считает тельцов иконами Яхве. Это подтверждается и косвенными данными - так, сын Иеровоама носил яхвистское имя Авия («Отец мой - Яхве») (3 Цар. 14, 1). Кроме того, с территории Израильского царства известно только одно имя с компонентом «телец» - ‘glyw («Телец Яхве» или «Яхве - телец»), найденное на остраконе из Самарии примерно середины VIII в.

Яхве в облике быка наследовал традицию Эла, а не Ваала. Одним из двух мест, где стояли изваяния тельцов, был Вефиль - древнее святилище Эла, о чём свидетельствует само его название (bet-’el - «Дом Эла»). Тельцы не связывались с Ваалом, поскольку их не осуждали пророки Илия и Елисей и они не пострадали во время антиваалистского переворота Ииуя (4 Цар. 10, 29), а это свидетельствует, что в IX в. они ещё считались приемлемой частью яхвистского культа. Нет уверенности даже в том, что их осуждал в VIII в. пророк Осия, потому что упоминающие их места являются поздними иудейскими добавлениями в его книгу.

Бычьи изваяния Яхве в Вефиле и Дане именуются словом ‘egel («телец»), а Эл в Угарите, как уже было сказано, назывался ṯr («бык»), чему соответствует еврейское слово šor. В угаритских текстах слово с корнем ‘gl применяется к Анат при описании её совокупления с Ваалом: «[Ваал] возлюбил тёлку (‘glt) на пустоши, корову (prt) на поле» (KTU, 1.5.V.18). Однако в ЕБ имеется случай параллельного употребления слов ‘egel и šor применительно как раз к идолам Яхве, свидетельствующий, что они могли пониматься как синонимы: «Сделали тельца (‘egel) у Хорива и поклонились истукану; и променяли славу свою на изображение быка (šor)» (Пс. 105, 19-20). Ср. тж. параллельное употребление тех же корней в угаритском рассказе об устройстве Ваалом пира в честь постройки своего дома: «он валил быков (ṯrm), … тельцов (‘glm)» (KTU, 1.4.VI.41-42).

Еврейская Библия тесно связывает культ Вефиля с патриархом Иаковом-Израилем. Последний в благословении сыновьям именует своего личного бога ’br y‘qb (Быт. 49, 24), что синодальный перевод толкует как «мощный Иаковлев». Однако в слове ’br, действительно происходящем от корня со значением «мощный, сильный», правильнее здесь видеть значение «вол», в котором его неоднократно использует ЕБ: «И туры (rə’emim) падут с ними и бычки (parim) вместе с волами (’abbirim)» (Ис. 34, 7); «Множество бычков (parim) обступили меня; волы (’abbirim) васанские окружили меня» (Пс. 21, 13); «Ем ли я мясо волов (’abbirim) и пью ли кровь козлов?» (Пс. 49, 13).

Таким образом, имя бога Вефиля - сначала Эла, потом отождествлённого с ним Яхве - правильно должно переводиться как «Вол (’br) Иаковлев» (Быт. 49, 24; Пс. 131, 2, 5; Ис. 49, 26; 60, 16), ср.: «Господин (’adon), Яхве Воинств, Вол (’br) Израилев» (Ис. 1, 24). В угаритских текстах словом ’ibr именуется бычий ребёнок Ваала и Анат: «вола она родила» (’br tld) (KTU, 1.10.III.21), «вол у Ваала родился» (’br lb‘l yld) (KTU, 1.10.III.36). Кроме того, имеется случай параллельного употребления этого слова со словом ṯr (евр. šor): «как бык (ṯr)» и «как вол (’ibr)» (KTU, 1.12.II.54-55).

Отголосок израильского бычьего культа сохранился в составе 21-го Псалма, где молящийся просит Яхве о спасении и потом заявляет: «От рогов туров ты ответил мне» (miqqarne remim ‘anitani) (Пс. 21, 22). Еврейское слово rə’em означает, по всей видимости, тура - реликтового дикого быка, окончательно истреблённого на Ближнем Востоке около середины I тыс. до н.э. Его аккадский эквивалент rēmum служил в Ассиро-Вавилонии в качестве обычного божественного эпитета. Яхве предположительно дважды именуется этим словом в пророчестве Валаама: «Бог (’el), который вывел их из Египта, как рога тура (rə’em) у него» (Числ. 23, 22; то же: Числ. 24, 8).

В ЕБ имеется случай параллельного употребления слов rə’em и ‘egel: «Яхве сокрушает кедры ливанские и заставляет их скакать подобно тельцу (‘egel), Ливан и Сирион, подобно молодому туру (ben-rə’emim)» (Пс. 28, 5-6). Кроме того, в благословении Иакова Иосифу rə’em отождествляется с šor: «Первородный быка [Иосиф]… и рога тура - рога его» (bəḵor šor… wəqarne rə’em qarnaw) (Втор. 33, 17). В последнем случае есть основания подозревать отражение сходных с угаритскими представлений о божественном происхождении героя. В Угарите словом «тур» (r’um) именовался сын Ваала и Анат: «Вола она родила <…> и тура» (’arẖ ’arẖ <…> ’br tld <…> wr’um) (KTU, 1.10.III.21-22); «Вол у Ваала родился, и тур у Скачущего на облаках» (’br lb‘l yld | wr’um lrkb ‘rpt) (KTU, 1.10.III.36-37).



Предположительное изображение Яхве в виде быка,
найденное на святилище Х в. из области колена Манассии

Как мы видим, Еврейская Библия сохранила достаточно много следов почитания Яхве в виде быка и применяет к нему набор слов, практически полностью совпадающий со словами, которыми угаритские тексты именуют Эла, Ваала, Анат и дитя последних в их бычьем облике, а именно: телец (‘egel), бык (šor), вол (’abbir) и тур (rə’em).

Религиозная история, Яхвизм

Previous post Next post
Up