Второисайя

Dec 19, 2014 19:14

Что нам известно о Второисайе (предположительном авторе глав 40-55 Книги пророка Исайи)? Что он был выходцем из еврейской диаспоры Вавилонии, что он был персидским агентом, осуществлявшим идеологическую подготовку завоевания Вавилонии персидским царём Киром. С этой целью он старательно убеждал своих соплеменников, что Яхве выбрал Кира своим помазанником, призванным покарать вавилонян за обиды, нанесённые ими евреям, вернуть еврейских изгнанников на родину и восстановить Иерусалимский храм. Под свою политическую пропаганду Второисайя подводил религиозную основу: согласно его утверждениям, исповедовавшееся персами зороастрийское единобожие и было подлинной иудейской религией, которой сами иудеи по какой-то причине пренебрегли.

Когда именно проповедовал Второисайя? Определённо, после вступления Кира Великого на престол (559 г.) и начала им широкомасштабной идеологической подготовки своих завоеваний. Но до самого завоевания Киром Вавилона (539 г.). Последнее следует из того, что пророчества Второисайи расходятся с известными нам действительными событиями завоевания. Например, еврейский пророк страстно желал, чтобы персы надругались над вавилонскими богами: «Пал Вил, низвергся Нево; истуканы их - на скоте и вьючных животных; ваша ноша сделалась бременем для усталых животных. Низверглись, пали вместе; не могли защитить носивших, и сами пошли в плен» (Ис. 46, 1-2). На самом деле Кир отнёсся к религиозным чувствам вавилонян максимально корректно и даже сам исполнил религиозные обряды, требовавшиеся от нового царя Вавилона при вступлении на престол.

Кроме того, Второисайя предсказывал Киру помимо завоевания Вавилона покорение Египта, Эфиопии и Аравии: «Так говорит Яхве помазаннику своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись… Труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою» (Ис. 45, 1, 14). Ничего подобного, как известно, в правление Кира не произошло. Из этого можно заключить, что до столь чаемого им персидского завоевания Второисайя не дожил. Что могло с ним случиться?

Уже долгое время высказывается убедительное мнение, что так называемые «песни раба Яхве» (Ис. 42, 1-4; 49, 1-6; 50, 4-9; 53, 1-12), входящие в состав приписываемых Второисайе глав, содержат описания мученичества самого Второисайи, составленные, по всей видимости, его учениками и последователями. Наиболее известная из этих песен содержится в главе 53. К сожалению, все известные мне переводы весьма далеко отступают от еврейского текста, поэтому я привожу здесь свой собственный перевод (основывающийся на синодальном), в котором я старался как можно точнее передать смысл оригинала.


1. Кто поверил слышанному нами, и рука Яхве кому открылась? א מִי הֶאֱמִין, לִשְׁמֻעָתֵנוּ; וּזְרוֹעַ יְהוָה, עַל-מִי נִגְלָתָה.
2. Он взошёл как росток пред ним, и как корень из земли сухой; нет в нём ни внешности, ни величия; и мы видели его, и не было вида, который бы привлёк нас. ב וַיַּעַל כַּיּוֹנֵק לְפָנָיו, וְכַשֹּׁרֶשׁ מֵאֶרֶץ צִיָּה--לֹא-תֹאַר לוֹ, וְלֹא הָדָר; וְנִרְאֵהוּ וְלֹא-מַרְאֶה, וְנֶחְמְדֵהוּ.
3. Презрен и умален меж людьми, муж скорбей и знающий болезнь, он отвращал лицо от нас, презрен, и мы не почли его. ג נִבְזֶה וַחֲדַל אִישִׁים, אִישׁ מַכְאֹבוֹת וִידוּעַ חֹלִי; וּכְמַסְתֵּר פָּנִים מִמֶּנּוּ, נִבְזֶה וְלֹא חֲשַׁבְנֻהוּ.
4. Но болезни наши он понёс и скорби наши взял на себя, а мы почли его пораженным, наказанным Элохимом и уничиженным.
ד אָכֵן חֳלָיֵנוּ הוּא נָשָׂא, וּמַכְאֹבֵינוּ סְבָלָם; וַאֲנַחְנוּ חֲשַׁבְנֻהוּ, נָגוּעַ מֻכֵּה אֱלֹהִים וּמְעֻנֶּה.
5. И он изъязвлен за грехи наши, мучим за беззакония наши, наказание возмещения нашего на нём, и ранами его мы исцелились. ה וְהוּא מְחֹלָל מִפְּשָׁעֵנוּ, מְדֻכָּא מֵעֲו‍ֹנֹתֵינוּ; מוּסַר שְׁלוֹמֵנוּ עָלָיו, וּבַחֲבֻרָתוֹ נִרְפָּא-לָנוּ.
6. Все мы как скот блуждали, каждый на дорогу свою совратились, и Яхве возложил на него вину всех нас. ו כֻּלָּנוּ כַּצֹּאן תָּעִינוּ, אִישׁ לְדַרְכּוֹ פָּנִינוּ; וַיהוָה הִפְגִּיעַ בּוֹ, אֵת עֲו‍ֹן כֻּלָּנוּ.
7. Истязуемый, он смирялся и не открывал уст своих, как агнец на заклание был веден он и как овца пред стригущими её был безгласен, не открывал уст своих. ז נִגַּשׂ וְהוּא נַעֲנֶה, וְלֹא יִפְתַּח-פִּיו, כַּשֶּׂה לַטֶּבַח יוּבָל, וּכְרָחֵל לִפְנֵי גֹזְזֶיהָ נֶאֱלָמָה; וְלֹא יִפְתַּח, פִּיו.
8. Узилищем и судом был взят, и век его кто истолкует? ибо он отторгнут от земли жизни; за преступление народа моего поражен он. ח מֵעֹצֶר וּמִמִּשְׁפָּט לֻקָּח, וְאֶת-דּוֹרוֹ מִי יְשׂוֹחֵחַ: כִּי נִגְזַר מֵאֶרֶץ חַיִּים, מִפֶּשַׁע עַמִּי נֶגַע לָמוֹ.
9. Положен со злодеями гроб его, и с богатым он в смерти своей, но насилия не совершал он, и не было лжи в устах его. ט וַיִּתֵּן אֶת-רְשָׁעִים קִבְרוֹ, וְאֶת-עָשִׁיר בְּמֹתָיו; עַל לֹא-חָמָס עָשָׂה, וְלֹא מִרְמָה בְּפִיו.
10. Но Яхве пожелал поражения его, сделал больным; когда положишь искупительной жертвой душу его, он увидит семя, продлит дни, и желание Яхве его рукой преуспеет. י וַיהוָה חָפֵץ דַּכְּאוֹ, הֶחֱלִי--אִם-תָּשִׂים אָשָׁם נַפְשׁוֹ, יִרְאֶה זֶרַע יַאֲרִיךְ יָמִים; וְחֵפֶץ יְהוָה, בְּיָדוֹ יִצְלָח.
11. От труда души своей увидит, насытится знанием своим, оправдает праведника раб мой для многих и грехи их возьмёт на себя. יא מֵעֲמַל נַפְשׁוֹ, יִרְאֶה יִשְׂבָּע--בְּדַעְתּוֹ יַצְדִּיק צַדִּיק עַבְדִּי, לָרַבִּים; וַעֲו‍ֹנֹתָם, הוּא יִסְבֹּל.
12. Посему я дам ему долю между многими, и с сильными будет делить добычу за то, что предал на смерть душу свою и к преступникам причтен, и он грех многих понёс и за преступников ходатайствовал. יב לָכֵן אֲחַלֶּק-לוֹ בָרַבִּים, וְאֶת-עֲצוּמִים יְחַלֵּק שָׁלָל, תַּחַת אֲשֶׁר הֶעֱרָה לַמָּוֶת נַפְשׁוֹ, וְאֶת-פֹּשְׁעִים נִמְנָה; וְהוּא חֵטְא-רַבִּים נָשָׂא, וְלַפֹּשְׁעִים יַפְגִּיעַ.

Как видим, текст весьма загадочен, и, к сожалению, останется для нас таким навсегда. Однако из него определённо можно заключить, что его герой был подвергнут заключению, суду и казни, и важную роль в этих событиях сыграл его собственный народ. Можно сделать правдоподобное предположение, что проперсидская агитация Второисайи привела его к столкновению с вавилонскими властями, а его стремление к реформированию иудаизма в зороастрийском духе навлекло на него враждебность его еврейских соплеменников, и следствием этого стала его гибель незадолго до персидского завоевания Вавилона. В христианстве соответствующие отрывки из Второисайи считаются пророчествами о мученичестве Христа. Вспомним, что «из маргинальных групп в иудаизме секта Иисуса больше всего была подвержена зороастрийскому влиянию», а значит, Второисайю и Христа объединяет и то, что они оба проповедовали нашу арийскую веру (авест. varəna-) в иудейской среде и по крайней мере отчасти за это и пострадали.

Ариохристианство, Религиозная история, Яхвизм

Previous post Next post
Up