Мандельштамиха в своих
воспоминаниях пересказывает сон Ахматовой, в которой она ставится перед выбором - выдать чекистам мужа или сына:
Это Ахматова, которой приснился до ужаса реальный сон: в широком коридоре пунинской квартиры, где стоял обеденный стол и в самом конце за занавеской - кровать (там случалось ночевать Леве и мне с Мандельштамом), слышны солдатские шаги. Ахматова выскакивает в коридор. Пришли за Гумилевым. Она знает, что Николай Степанович прячется у нее в комнате - последняя дверь по коридору, если идти от парадной двери, то налево, как и другие двери. За занавеской спит Лева. Она бросается за занавеску, выводит Леву и отдает его солдатам: «Вот Гумилев».
Этот сон воспроизведён в фильме «Луна в зените», однако в нём Ахматова выдаёт не сына, а мужа. Любопытно, что побудило создателей в целом вполне фактологически точного фильма внести столь радикальное изменение.