О противоречивости украинской национальной мифологии

Mar 06, 2014 16:41

Общеизвестно, что свидомые украинцы горячо ненавидят Петра I за то, что он вторгся на Украину со своим войском, подавил сопротивление украинцев, захватил город, служивший центром этого сопротивления (Батурин), устроил там резню и вообще всякими жестокими способами подчинил Украину своей власти. Однако есть правитель, который совершил всё то же самое, но которого при этом свидомые украинцы любят так же горячо, как они ненавидят Петра, вплоть до того, что ставят ему памятники в центре Киева. Точнее, не ему, а ей, потому что речь идёт о княгине Ольге и её известной войне с древлянами.

Заметим, что, по мнению антропологов, именно древляне сыграли основную роль в сложении украинской народности, точно так же, как в сложении великороссов основную роль сыграли кривичи и словене:

Сопоставление средневекового и современного восточнославянского населения не только по комплексу признаков и величине межгрупповой изменчивости, но и по характеру эпохальных изменений выявляет преемственность населения на одних территориях и смену - на других. Преемственность обнаружена для следующих этнических и территориальных групп: белорусы - дреговичи, радимичи, западные кривичи; украинцы - тиверцы, уличи, древляне, волыняне, поляне; русские Десно-Сейминского треугольника - северяне; русские верховьев Днепра и Волги, бассейна Оки и Псковско-Ильменского Поозерья - западные кривичи и словене новгородские.
Т.И. Алексеева. Этногенез восточных славян по данным антропологии. М., 1973. С. 270

Кстати, из упомянутого Псковско-Ильменского Поозерья происходила и сама княгиня Ольга (Новгородская I летопись: «И пакы приведе себе [Игорь] жену от Плескова, именемъ Олгу, и бе мудра и смыслена, от нея же родися сынъ Святославъ»). Вспомним предысторию её войны с древлянами, как эти события излагает Повесть временных лет согласно Ипатьевскому списку (именуемая Літопис руський за Іпатським списком на украинском сайте, публикующем её в разделе «украинских летописей», что даёт нам право рассматривать этот текст как достоверный с украинской т.зр.).

Спустя некоторое время после смерти Рюрика, правившего сначала в Ладоге, а потом в Новгороде, Олег сместе с его сыном Игорем отправляются на завоевание Киева:

Умершю же Рюрикови предасть княжение свое Олгови, от рода ему суща, въдавъ ему на руце сына своего Игоря, бяша бо молодъ велми… Поиде Олгъ, поемъ вои свои многы: варягы, чюдь, словены, мерю, весь, кривичи.

Обратим внимание на состав войска Олега - варяги, словене, кривичи, чудь, меря и весь. Т.е. войско, завоевавшее Киев, примерно наполовину состояло из угрофиннов.

И придоста къ горамъ киевьскымъ, и увиде Ольгъ, яко Осколдъ и Диръ княжита, и похорони вои въ лодьях, а другыя назади остави, а самъ приде, нося Игоря молода… И убиша Асколъда и Дира.

Заметим, что Олег захватывает Киев при помощи коварства (повод для рассуждений о «врождённом азиатском коварстве кацапов»).

И седе Олегъ, княжа в Киеве, и рече Олегъ: «Се буди мати городом русскымъ». И беша у него словени и варязи и прочии, прозвашася русью.

Другими словами, Киев захватили пришедшие с Олегом словене, варяги и прочие, называвшиеся русью. Олег объявил Киев своей новой столицей, так этот город стал русским.

Се же Олегъ нача городы ставити, и устави дани словеном, и кривичемъ и мерямъ.

Т.е. с покорённого населения Киевской земли Олег начинает собирать дань в пользу завоевателей - словен, кривичей и мери. После этого он покоряет древлян и тоже облагает их данью:

Поча Олегъ воевати на древляны, и примучивъ я, поча на них дань имати по черьне куне… И бе обладая Олегъ деревляны, полями, радимичи, а со уличи и тиверьци имеяше рать.

После смерти Олега Игорь продолжает «примучивать» древлян и настолько этим увлекается, что они убивают его при попытке собрать дань в третий раз подряд:

Игорь же нача княжити въ Киеве, и миръ имея къ всемъ странамъ. И приспе осень и нача мыслить на Деревляны, хотя примыслити болшюю дань… Игорь иде в Дерева в дань, и примысляше къ первои дани, и насиляше имъ и мужи его, и возмя дань и поиде въ свои городъ. Идущю же ему въспять, размысли, рече дружине своеи: идете вы с данью домови, а язъ възвращюся и похожю еще. И пусти дружину свою домови, с маломъ же дружины възвратися, желая болшая именья… Шедше из города Искоростеня проти Древляне, и оубиша Игоря и дружину его, бе бо ихъ мало.

После убийства Игоря древляне посылают к Ольге послов с предложением выйти замуж за их князя. Первое посольство Ольга живьём закапывает в землю и просит у древлян прислать других послов, более знатных. Второе посольство она сжигает в бане, после чего идёт к столице древлян Искоростеню, чтобы справить тризну по мужу. После того, как приглашённые ею древляне напиваются и становятся беспомощными, она приказывает своим отрокам перебить их (как много поводов порассуждать о «врождённом азиатском коварстве кацапов»). После этого она идёт в поход на Древлянскую землю.

Поскольку Ольге неоткуда было взять войско кроме как унаследовать его от покойного мужа, очевидно, что войну с древлянами она вела силами того же наполовину угрофиннского оккупационного контингента, с которым Олег и Игорь завоевали Киев. Осаждённый Искоростень не сдаётся, тогда Ольга притворно соглашается ограничиться получением дани, требуя по 3 голубя и 3 воробья с каждого двора. Ночью её воины привязывают к птицам горящую паклю и отпускают их домой, отчего город загорается (очередной повод для рассуждений о «врождённом азиатском коварстве кацапов»). Разбегающихся из города древлян воины Ольги одних убивают, других обращают в рабство, а оставшихся в живых принуждают платить тяжёлую дань:

Побегоша людье из города, и повеле Олга воемъ своимъ имати я. И яко взя городъ и пожьже и, стареишины же города ижьже и прочая люди, овехъ изби, а другия работе преда мужем своимъ, а прокъ остави ихъ платити дань, и възложи на ня дань тяжьку.

При этом памятник иноземному поработителю украинского народа княгине Ольге украшает центр украинской столицы, в её честь назван украинский государственный орден, а её лицо чеканится на украинских монетах.







Укрология

Previous post Next post
Up