К истории допленной религии евреев

Jan 17, 2014 14:44

Археологические раскопки последних нескольких десятилетий с полной ясностью показали, что политические, этнические и прочие обстоятельства, описанные в библейских повествованиях об исходе евреев из Египта и завоевании ими Ханаана, существовали в VII в., когда был создан протограф девтерономической истории, но никак не в эпоху конца бронзового века (XV-XIII вв.), в которую эти события помещаются традиционно. Даже те из учёных, которые склонны в целом доверять библейской традиции, вынуждены делать такие признания:

Вышеприведённый обзор археологических данных не оставляет, как я полагаю, особого выбора. Мы должны признать тот факт, что внешние материальные свидетельства не подтверждают почти ничего из библейского рассказа о крупномасштабном скоординированном израильском военном вторжении в Ханаан - как описанном в Книге Чисел к востоку от Иордана, так и описанном в Книге Иисуса Навина к западу от Иордана. Из более чем сорока поселений, о завоевании которых утверждается в библейских текстах, не более двух или трёх из тех, которые были исследованы археологически, могут быть хотя бы потенциальными кандидатами на такое разрушение израильтянами за весь период ок. 1250-1150 гг. до н.э.
William G. Dever. Who were the early Israelites and where did they come from? Grand Rapids, 2003. P. 71

На этом основании некоторые радикальные скептики отрицают вообще всякое историческое ядро в библейских рассказах о бегстве евреев из Египта и их расселении в Ханаане, считая их поздними благочестивыми выдумками. Я, со своей стороны, не согласен с такой радикальной точкой зрения и считаю, что указанные библейские рассказы основаны на традиции, отражающей реальные исторические события, и далее изложу вкратце, как я себе эти события представляю.

Историческим ядром мифа об исходе было бегство из Египта какой-то группы семитских кочевников в правление фараона Рамсеса II (ок. 1290-1224). По происхождению эти семиты были амореями, считавшими себя потомками эпонимного прародителя сутиев-амореев Сифа. В Северном Египте они жили с эпохи господства в нём гиксосов (ок. 1640-1500), о чём свидетельствуют их мифы о праотце Иакове (вероятно, гиксосский царь Ya‘qub-Har) и Иосифе.

Рамсес II основал новую столицу Египта Пер-Рамсес (библейский Раамсес) на юго-востоке дельты Нила рядом с руинами гиксосской столицы Авариса, разрушенной египтянами ок. 1530 г. Вероятно, к этому и другим грандиозным строительным проектам фараона были привлечены семиты, оставшиеся жить на северо-востоке Египта после изгнания из него гиксосов. Не желая нести это бремя, какая-то их часть бежала через Синай в Заиорданье, а потом пересекла Иордан и расселилась в Ханаане, приписав своё спасение от египтян заступничеству бога Яхве.

Яхве был первоначально богом кочевых аморейских племён Южного Заиорданья. Об этом свидетельствует библейский рассказ о открытии Яхве себя Моисею в период его жизни у его тестя - мадиамского священника Иофора, устойчивая библейская традиция о приходе Яхве «от Сеира», «от горы Фарана» (Втор. 33, 2), «с поля Едомского» (Суд. 5, 4) и «от Фемана» (Авв. 3, 2-3), а также возможные упоминания Яхве в египетских текстах XIII в. в среде кочевников Сеира. Кроме того, согласно еврейской традиции, в Моаве близ Нево находилась гробница Моисея (Втор. 34, 6), и там же располагалось святилище Яхве, разрушенное ок. 845 г. моавитским царём Мешей.

Первоначальный Израиль (впервые упомянутый ок. 1210 г. на стеле фараона Мернептаха) был ханаанейским племенным объединением, центр которого находился в горной стране на территории будущего колена Ефремова. Израильтяне поклонялись обычному ханаанейскому пантеону богов во главе с Элом, имя которого вошло в название их племенного объединения (Yisra’el - «Эл сражается (?), правит (?)»), бывшего сначала, возможно, именем обожествлённого первопредка.

Аморейские беженцы из Египта (иврим-евреи) расселились на землях Израиля ок. 1250-1150 гг. в основном мирным путём и быстро растворились среди местного населения, оставив ему в наследство свою мифологию. Праотец Иаков был отождествлён с праотцом Израилем. Первоначальная разница между еврейскими и прочими ханаанеями заключалась в основном в том, что первые усвоили занесённый аморейскими беженцами культ Яхве и связанный с ним миф об исходе из Египта.

Яхве был включён в ханаанейский пантеон сначала в качестве одного из младших богов - семидесяти сыновей Эла, потом отождествлён с Элом, унаследовав от него его супругу Ашеру и черты милостивого престарелого бога-патриарха. Также Яхве унаследовал черты других ханаанейских богов, прежде всего Баала как воинственного грозового бога, победителя морской стихии и т.п. При этом Яхве как изначально бог пришлых кочевых племён не имел устойчивой иконографии, что способствовало в дальнейшем развитию ан(ти)иконизма его культа.

Миф о роли Яхве в спасении евреев из Египта обеспечил ему среди других богов Израиля положение бога спасающего по преимуществу, особенно актуализировавшееся в периоды кризисов. Постепенно в еврейской религиозной среде стала возникать партия «исключительных яхвистов», считавшая, что Яхве заключил с Израилем завет, и поэтому евреи должны поклоняться именно ему, а не другим богам. Возможно, первые признаки исключительного яхвизма можно найти в IX в. в деятельности Илии (’Eliyah - «Мой Эл - Яхве»), в его ксенофобской реакции на насаждение израильскими Омридами культа тирского Баала.

Своего триумфа партия исключительных яхвистов добилась в конце VII в., когда ей в лице царя Иосии удалось на короткое время прийти к власти в Иудее и запретить официальное поклонение каким-либо богам кроме Яхве. Однако яхвистская монолатрия не была монотеизмом - существование других богов не отрицалось: «Ибо Яхве, бог (ELOHIM) ваш, есть бог богов (ELOHE HA-ELOHIM) и владыка владык (ADONE HA-ADONIM), бог (HA-EL) великий, сильный и страшный» (Втор. 10, 17).

Чтобы оправдать радикальный разрыв с традиционными формами иудейского культа, исключительным яхвистам пришлось объявить свою реформу восстановлением древнего правильного состояния еврейской религии, в обоснование чего была сочинена девтерономистская версия истории Израиля, включая ставшие потом традиционными повествования об исходе из Египта и завоевании Ханаана. Центральной фигурой был сделан Моисей, роль которого ранее была гораздо более скромной. Допленные пророки упоминают его всего лишь два раза (Мих. 6, 4 и Иер. 15, 1), причём не говорят ни слова ни о каком законе.

Религиозная история, Иудаизм, Яхвизм

Previous post Next post
Up