Jul 28, 2013 12:07
На днях закончил читать «Историю византийской философии» В.М. Лурье (епископа Григория). Это, конечно, книга-событие.
До сих пор на русском языке не существовало настолько подробного и глубокого рассмотрения истории греческой мысли в эпоху средневековья, да и на западных языках вряд ли есть что-то равноценное. При этом 550-страничный труд касается в основном лишь IV - начала IX вв., т.е. менее чем половины всего периода развития греческой философии в средние века. А за остальные столетия с IX по XV подобное исследование пока вообще не может быть написано по той причине, что большинство философских сочинений греческих авторов этого времени не то, что не изучены, а даже не изданы. Поразительный контраст с состоянием изученности мысли латинского Запада, причина которого, конечно, в стереотипе «застойной Византии», долгое время этим самым Западом насаждавшемся. Хотя, если кто-то, прочтя ту же книгу Лурье, назовёт греческую средневековую философию застойной, такому человеку можно будет только посочувствовать.
Создался своего рода заколдованный круг - средневековую греческую мысль не издавали и не изучали, потому что считали её бесплодной и не заслуживающей внимания, а отсутствие изданий и исследований, в свою очередь, укрепляло этот ложный стереотип. В результате до сих пор остаётся неисследованной одна из самых увлекательных страниц истории человеческой мысли. Работа по реабилитации средневековой греческой философии по праву должна была быть сделана русскими, но достаточной интеллектуальной зрелости для этого русские достигли только к концу XIX века, а совсем скоро после этого случилась Катастрофа. Так что сделано было совсем немного, а после 1917 г. эта работа в значительно меньших масштабах могла продолжаться только в русском зарубежье, если не считать Лосева, которому каким-то чудом удавалось что-то делать в России.
Эллада,
Любомудрие