Великолепный Эрте

Sep 01, 2012 13:54




Роман Петрович Тыртов, один из самых ярких европейских художников двадцатого столетия, до настоящего времени остающийся почти неизвестным у себя на родине, появился на свет в 1892 г. в Петербурге в старинной дворянской семье. Его отец Пётр Иванович Тыртов, адмирал русского флота, надеялся, что сын выберет традиционную для семьи военную карьеру, однако Роман с самого раннего возраста увлёкся искусством. Свою первую модель костюма он придумал в пять лет под влиянием матери, о которой позднее вспоминал как о «воплощении утончённой элегантности».




Во время обучения в гимназии Тыртов брал домашние уроки рисования, а в 1912 г., несмотря на возражения отца, отправился во Францию учиться живописи в парижской Академии Жюлиана. Чтобы «не позорить семью», он взял себе псевдонимом Эрте, представляющий собой первые буквы его имени и фамилии. Слава пришла к молодому художнику почти сразу же. Уже в 1913 г. он заключил контракт с знаменитым Домом моды Поля Пуаре, в силу которого после начала мировой войны остался во Франции - как потом окажется, навсегда.

Эрте в бальном костюме собственной работы



В 1915 г. Тыртов начал сотрудничество с журналом «Harper’s Bazaar», которое продлилось 22 года. За это время он создал для журнала более двухсот обложек, превратив этот предмет массовой культуры в настоящее искусство. Помимо «Harper’s Bazaar», в 1920-1930-х гг. иллюстрации Эрте украшали страницы таких популярных изданий, как «Vogue», «Cosmopolitan», «Illustrated London News» и многих других. Он становится ведущим иллюстратором моды, непререкаемым авторитетом в вопросах стиля, arbiter elegantiarum двадцатых-тридцатых годов. Его влияние на межвоенное искусство было настолько ощутимо, что в художественных кругах Европы и Америки он получил прозвище «отца ар-деко».





Наибольшую славу Тыртову принесла его работа для театра и кино. В числе артистов, для которых он создавал костюмы, были Мата Хари, Анна Павлова и Сара Бернар. Самые знаменитые парижские, лондонские и нью-йоркские театры соревновались между собой, чтобы заполучить Эрте в качестве оформителя. В 1925 г. Тыртов был приглашён в Голливуд на студию «Метро-Голдвин-Майер». Его первой работой стали костюмы для немого фильма «Париж», за которым последовали «Бен Гур», «Богема», «Безумие танца» и другие. «Стиль Эрте» оказал огромное влияние на моду и массовую культуру межвоенного периода и продолжает его оказывать до сего дня.

Кармел Майерс в костюме от Эрте из фильма «Бен Гур», 1925 г.



Танцовщица нью-йоркского ревю Зигфильда в костюме от Эрте, 1920 г.



Костюмы Эрте для театра и кино









В послевоенную эпоху, когда начался расцвет абстракционизма, популярность Тыртова пошла на спад, однако он с неослабевающим энтузиазмом продолжал заниматься скульптурой, графикой и сценографией. Мировая слава вновь вернулась к нему во второй половине 1960-х гг. с возрождением интереса к ар-деко. В 1967 г. с выставки Эрте в одной из нью-йоркских галерей Метрополитен-музей купил все 170 представленных работ. Вслед за ним произведения художника стали массово приобретать другие ведущие музеи мира.







Фантастически успешная творческая карьера Эрте, которого можно назвать последним гениальным сыном русского Серебряного века, продлилась почти восемьдесят лет. Художник продолжал плодотворно работать до самой своей смерти. Его последней театральной работой стало оформление бродвейского мюзикла «Звёздная пыль» в 1988 г. Став ещё при жизни легендой мирового искусства, Роман Тыртов умер в Париже 21 апреля 1990 г. в возрасте 97 лет.



Цитаты из Эрте:

«Находчивая женщина, которая практически ничем не примечательна, может добиться репутации красавицы, просто заявляя каждому встречному, что она красавица».

«Каждый человек несёт обязанность сделать себя как можно более привлекательным. Не многие из нас рождаются красивыми. Одежда - своего рода алхимия».

«Посмотрите на меня. Я живу в другом мире - мире снов и забвения. Люди принимают наркотики, чтобы добиться подобной свободы от своих повседневных забот. Я никогда не принимал наркотики. Я никогда не нуждался в них. Мой наркотик - искусство».



Русские денди, Россия которую мы потеряли, Русское рассеяние, Жизнь Замечательных Людей

Previous post Next post
Up