Составил для наглядности в виде таблицы историю развития греческой философии с VII в. до Р.Х. по XV в. от Р.Х. Возможно, кому-то ещё будет любопытно, а то и полезно.
В чем то вы правы, наверное, но и разница для меня есть, можно из этого текста (ниже)каждую строку брать и противопоставлять богословским (христианским) текстам. Например - "о кажущихся вещах надо говорить правдоподобно", "так далеко, как только может достичь дух".
"Кони, которые меня несут, - доставляли [меня] так далеко, как только может достичь дух [~ мысль], После того как привели меня и вступили на многовестный путь Божества, который ведет знающего мужа в стремительном полете по Вселенной. Этим путем я несся, ибо по нему несли меня сверхпроницательные кони, 5 Во весь опор мча колесницу, а Коры (Девы) путеводительствовали. Пылающая ось издавала в ступицах скрежет втулки, (Ибо ее подгоняли два вертящихся вихрем колеса С обеих сторон), всякий раз как Коры (Девы) Гелиады (Дочери Солнца), Покинувшие дом Ночи, [погоняли коней и] торопились отвезти [меня] 10 К Свету, сбросив руками покрывала со [своих] голов. Там - ворота путей Ночи и Дня, И их объемлет притолока и каменный порог, А сами - высоко в эфире - они наглухо закрыты огромными створами, Двойные запоры которых сторожит многокарающая Дика (Правда). 15 Коры стали уговаривать ее ласковыми словами И смекалисто убедили, чтобы она им закрепленный шпеньком засов Мигом откинула от ворот. И тогда они распахнулись И образовали широкозияющий проем между створами, Поочередно повернув в гнездах многомедные стержни, 20 Закрепленные гвоздями и заклепками. И вот туда через ворота Прямо направили Коры по торной дороге колесницу да коней. И богиня приняла меня благосклонно, взяла десницей Десницу и, обратившись ко мне, сказала так: "О Курос (Юноша), спутник бессмертных возниц, 25 На конях, которые тебя несут, прибывший в наш дом, Привет тебе! Ибо отнюдь не Злая Участь (Мойра) вела тебя пойти По этому пути - воистину он запределен тропе человеков - Но Закон (Фемида) и Правда (Дикэ). Ты должен узнать все: Как непогрешимое сердце легко убеждающей Истины, 30 Так и мнения смертных, в которых нет непреложной достоверности. Но все-таки ты узнаешь и их тоже: как о кажущихся вещах Надо говорить правдоподобно, обсуждая их все в совокупности".
Суть учения Парменида в том, что телесный мир является ложью, а истина находится за его пределами и не может быть постигнута чувствами.
В своей философской поэме он повествует о том, как покидает телесный мир, именуемый им "домом ночи", и возносится на колеснице к области вечного света, чтобы получить от божества откровение о подлинном устройстве мироздания (фр. 1 DK). Эпические обороты, которые он использует в своем повествовании, не оставляют сомнения в том, что телесный мир, в котором страждут воплощенные души, для него тождественен Тартару Гомера и Гесиода. Это подтверждается и его словами о том, что богиня-мироправительница "зачинает проклятое (stygeros) рождение и совокупление всех существ" (фр. 12 DK). Эпитет stygeros, которым он описывает рождение, у Гомера применяется к болезни, войне, тьме и смерти; от того же корня происходит и название реки подземного мира Стикса.
Т.е. телесный мир для Парменида - зло. Разве не за подобные взгляды проклинают христианство "язычники"?
Добавьте к этому, что философы пифагорейско-платоновской традиции именовались исихастами. По свидетельству Диогена Лаэртия, Парменид "учился у Ксенофана, но последователем его не стал, а примкнул к пифагорейцу Аминию… Аминий, а не Ксенофан обратил его к исихии" (Гаспаров переводит "к душевному миру", Лебедев - "к созерцательной жизни") (IX, 3, 21).
Христианское греческое богословие является прямым продолжением дохристианского.
То, что мир ложь, а истин - за пределами действительности, это довольно таки обширная концепция, начиная от шунья-вады, веданты, и заканчивая кришнаитами и последователями Кастанеды (ПК).
Однако, если рассмотреть отношение Сократа (Платона) к святыням, памятным местам и мелким духам, то очевидно, что он относился к ним всем с уважением, не противопоставляя их миру идей. Очень наглядно это в веданте и её основной религии - культе Вишну - там нет антагониста Вишну, поскольку он является предельным источником всего, у кришнаитов - Кришна, у Платона - мир идей, у ПК - "орел".
Однако, у христиан мы имеем абсолютно равного противника бога, что то вроде антивещества и антимира. Что то вроде доктора Джекила, или Януса Полуэктовича. Отсюда и отношение к вопросам бытия, так, например, западная концепция медицины: свой - чужой сформировалась именно во время христианства, стремление найти и уничтожить врага привело к фантастическим концепциям виновности вирусов и микроорганизмов в болезнях человека, когда все силы медицины направлены на уничтожение этого внешнего врага - то, что при этом гибнет сам организм-хозяин абсолютно неважно! Сожжение ведьм, поражение в правах инакомыслящих, это все следствие данной концепции.
Тогда как основа мироздания отдельного человека - он сам и все, что с ним происходит является частью его миропроживания, но ни в коей мере не равно ему!
Сравните концепцию медицины до Галена! Сравните подход Аюрведы и китайской мед., как её части - везде акцент делается на соотношение стихий в организме, а крими (черви) рассматриваются, как следствие этого дисбаланса.
Я написал просто мое понимание, конечно, интересно посмотреть что пишет Г. Палама, что и сделаю, как будет возможность.
пс Отношение к женщине. У Платона мы имеем андрогина, разделенного, в силу обстоятельств на две испытывающие нужду в друг друге части. У христиан риторически женщина создана из части тела Адама, но фактически является представителем Сатаны, не является равной мужчине уж точно. Идея женщины, воплощенная в богинях у Платона - сколько угодно, тогда как у христиан женщина вообще не причастна божественному миру, а культы Марии и прекрасной дамы - уступка языческим настроениям.
Например - "о кажущихся вещах надо говорить правдоподобно", "так далеко, как только может достичь дух".
"Кони, которые меня несут, - доставляли [меня] так далеко, как только может достичь дух [~ мысль],
После того как привели меня и вступили на многовестный путь
Божества, который ведет знающего мужа в стремительном полете по Вселенной.
Этим путем я несся, ибо по нему несли меня сверхпроницательные кони,
5 Во весь опор мча колесницу, а Коры (Девы) путеводительствовали.
Пылающая ось издавала в ступицах скрежет втулки,
(Ибо ее подгоняли два вертящихся вихрем колеса
С обеих сторон), всякий раз как Коры (Девы) Гелиады (Дочери Солнца),
Покинувшие дом Ночи, [погоняли коней и] торопились отвезти [меня]
10 К Свету, сбросив руками покрывала со [своих] голов.
Там - ворота путей Ночи и Дня,
И их объемлет притолока и каменный порог,
А сами - высоко в эфире - они наглухо закрыты огромными створами,
Двойные запоры которых сторожит многокарающая Дика (Правда).
15 Коры стали уговаривать ее ласковыми словами
И смекалисто убедили, чтобы она им закрепленный шпеньком засов
Мигом откинула от ворот. И тогда они распахнулись
И образовали широкозияющий проем между створами,
Поочередно повернув в гнездах многомедные стержни,
20 Закрепленные гвоздями и заклепками. И вот туда через ворота
Прямо направили Коры по торной дороге колесницу да коней.
И богиня приняла меня благосклонно, взяла десницей
Десницу и, обратившись ко мне, сказала так:
"О Курос (Юноша), спутник бессмертных возниц,
25 На конях, которые тебя несут, прибывший в наш дом,
Привет тебе! Ибо отнюдь не Злая Участь (Мойра) вела тебя пойти
По этому пути - воистину он запределен тропе человеков -
Но Закон (Фемида) и Правда (Дикэ). Ты должен узнать все:
Как непогрешимое сердце легко убеждающей Истины,
30 Так и мнения смертных, в которых нет непреложной достоверности.
Но все-таки ты узнаешь и их тоже: как о кажущихся вещах
Надо говорить правдоподобно, обсуждая их все в совокупности".
Reply
В своей философской поэме он повествует о том, как покидает телесный мир, именуемый им "домом ночи", и возносится на колеснице к области вечного света, чтобы получить от божества откровение о подлинном устройстве мироздания (фр. 1 DK). Эпические обороты, которые он использует в своем повествовании, не оставляют сомнения в том, что телесный мир, в котором страждут воплощенные души, для него тождественен Тартару Гомера и Гесиода. Это подтверждается и его словами о том, что богиня-мироправительница "зачинает проклятое (stygeros) рождение и совокупление всех существ" (фр. 12 DK). Эпитет stygeros, которым он описывает рождение, у Гомера применяется к болезни, войне, тьме и смерти; от того же корня происходит и название реки подземного мира Стикса.
Т.е. телесный мир для Парменида - зло. Разве не за подобные взгляды проклинают христианство "язычники"?
Добавьте к этому, что философы пифагорейско-платоновской традиции именовались исихастами. По свидетельству Диогена Лаэртия, Парменид "учился у Ксенофана, но последователем его не стал, а примкнул к пифагорейцу Аминию… Аминий, а не Ксенофан обратил его к исихии" (Гаспаров переводит "к душевному миру", Лебедев - "к созерцательной жизни") (IX, 3, 21).
Христианское греческое богословие является прямым продолжением дохристианского.
Reply
Однако, если рассмотреть отношение Сократа (Платона) к святыням, памятным местам и мелким духам, то очевидно, что он относился к ним всем с уважением, не противопоставляя их миру идей.
Очень наглядно это в веданте и её основной религии - культе Вишну - там нет антагониста Вишну, поскольку он является предельным источником всего, у кришнаитов - Кришна, у Платона - мир идей, у ПК - "орел".
Однако, у христиан мы имеем абсолютно равного противника бога, что то вроде антивещества и антимира.
Что то вроде доктора Джекила, или Януса Полуэктовича.
Отсюда и отношение к вопросам бытия, так, например, западная концепция медицины: свой - чужой сформировалась именно во время христианства, стремление найти и уничтожить врага привело к фантастическим концепциям виновности вирусов и микроорганизмов в болезнях человека, когда все силы медицины направлены на уничтожение этого внешнего врага - то, что при этом гибнет сам организм-хозяин абсолютно неважно!
Сожжение ведьм, поражение в правах инакомыслящих, это все следствие данной концепции.
Тогда как основа мироздания отдельного человека - он сам и все, что с ним происходит является частью его миропроживания, но ни в коей мере не равно ему!
Сравните концепцию медицины до Галена! Сравните подход Аюрведы и китайской мед., как её части - везде акцент делается на соотношение стихий в организме, а крими (черви) рассматриваются, как следствие этого дисбаланса.
Я написал просто мое понимание, конечно, интересно посмотреть что пишет Г. Палама, что и сделаю, как будет возможность.
пс
Отношение к женщине. У Платона мы имеем андрогина, разделенного, в силу обстоятельств на две испытывающие нужду в друг друге части.
У христиан риторически женщина создана из части тела Адама, но фактически является представителем Сатаны, не является равной мужчине уж точно. Идея женщины, воплощенная в богинях у Платона - сколько угодно, тогда как у христиан женщина вообще не причастна божественному миру, а культы Марии и прекрасной дамы - уступка языческим настроениям.
Reply
Leave a comment