Три левых часа

Apr 06, 2023 15:06




Афиша знаменитого выступления обэриутов в ленинградском Доме печати 24 января 1928 года. Константин Вагинов, сам принимавший участие в этом вечере, описал его в романе «Труды и дни Свистонова»:


Свистонов вошёл в Дом печати. Был литературный вечер. Молодая писательница выступала. После семи лет своей литературной деятельности, действительно славной, приковавшей к её деятельности и к ней самой сердца лучшей части общества, она выкинула трюк, настолько непозволительный и циничный, что все как-то опустили глаза и почувствовали неприятную душевную пустоту. Сначала вышел мужчина, ведя за собой игрушечную лошадку, затем прошёлся какой-то юноша колесом, затем тот же юноша в одних трусиках проехался по зрительному залу на детском зелёном трёхколёсном велосипеде, - за ним появилась Марья Степановна.

- Стыдно вам, Марья Степановна! - кричали ей из первых рядов. - Что вы с нами делаете?

Не зная, зачем, собственно, она выступает, Марья Степановна ровным голосом, как будто ничего не произошло, прочла свои стихи.

Свистонов сидел в соседней комнате в кресле, откинувшись на цветную спинку с чёрными кариатидами, и прислушивался к голосам.

Голос в серой кепке говорил о том, что можно было бы взять Авеля и Каина в ироническом роде.

Голос в синей рассказывал о том, что он пишет книгу смертей, которая будет посвящена Пушкину, Лермонтову, Есенину и другим.

Голос в очках басил, что путают литературную критику с административными мерами.

Пьющий чай в третьей комнате крикнул: «Получите, пожалуйста».

Сидящий со шляпой в руке острил: «Мёртвый локтей не раздвигает».

В антракте Свистонов пробился сквозь шумевшую толпу в зрительный зал.

Публика негодовала на представление.

Двадцатые, Русское искусство советской эпохи

Previous post Next post
Up