Сатана в межзаветной литературе 7

Oct 11, 2022 16:22

Рассказ о собственно грехопадении приведён в Житии Адама и Евы в двух вариантах. Первый, краткий, вложен в уста Адама в тот момент, когда он заболевает и объясняет причины своей болезни своим детям. Он содержится в примерно одинаковой форме во всех версиях Жития. Второй, гораздо более подробный, отсутствует в латинской версии и приведён в сокращённом виде в пространной славянской (южнославянской) версии жития [1]. Этот рассказ вложен в уста Евы, также обращающейся к своим с Адамом детям:

15.1. …Я расскажу вам, как обманул нас враг наш.
15.2. Случилось так, что, когда мы охраняли рай, охранял каждый [из нас] часть, уделённую ему Богом. Я охраняла жребий свой - запад и юг.
15.3. Дьявол же отправился в жребий Адамов, где были животные мужского пола.
15.4. Ибо разделил Бог животных между нами, и всех мужских дал отцу вашему, а всех женских дал мне, так что каждый из нас охранял своё.
16.1. И сказал змею дьявол, говоря: Встань, подойди ко мне, и я скажу тебе слово, в котором будет тебе польза. Тогда подошёл к нему змей.
16.2. И сказал ему дьявол: Я слышал, что ты разумнее всех зверей, я же пришёл, чтобы посмотреть на тебя. Я нашёл тебя более великим, чем все звери, и хочу с тобой поговорить. Ты же поклоняешься меньшему.
16.3. Почему ты питаешься плевелами Адама и жены его, а не [плодами] рая? Встань и иди, и мы сделаем так, чтобы он был изгнан из-за жены своей из рая, как и мы были изгнаны из-за него.
16.4. Змей сказал ему: Боюсь, не разгневался бы на меня Господь. Дьявол сказал ему: Не бойся, только стань моим сосудом, а я буду говорить твоими устами слова, которыми смогу обмануть их.
17.1. И свесился он тут же со стен рая в тот час, когда отошли ангелы, чтобы поклониться Богу, тогда явился Сатана в облике ангела и воспел Богу, как ангелы.
17.2. И он склонился со стены, и я увидела его в подобии ангела. И он сказал мне: Ты ли Ева? И я сказала ему: Я. И он сказал мне: Что ты делаешь в раю?
17.3. И я сказала ему: Бог поставил нас, чтобы хранить его и питаться от него.
17.4. Ответил мне дьявол устами змея: Хорошо вы живёте, но не едите от каждого растения.

18.5. И он сказал мне: Я дам тебе его (т.е. запретный плод), следуй за мной.
19.1. Я открыла ему, и он вошёл и пошёл передо мною...

19.3. …Он пошёл, и подошёл к нему, и положил на плод, который дал мне есть, яд своего зла, которое есть его вожделение, вожделение ведь есть начало всякого греха, и склонил ветвь к земле, и я взяла от плодов, и ела.

20.3. …Он же спустился с дерева и стал невидимым…

21.2. Когда же пришёл отец ваш, я сказала ему слова преступные, которые низвели нас из великой славы.
21.3. Ибо, когда он пришёл, я отверзла уста свои, а говорил дьявол. [2]

Примечательно, что в Житии Адама и Евы Сатана и змей ещё не отождествляются, а являются двумя разными существами. Как и в библейском повествовании, змей - это просто один из зверей, живущих в райском саду, а именно в мужской его части, охраняемой Адамом. По сути дела он является такой же невинной жертвой обмана дьявола, как и Адам с Евой.

Слова дьявола «как и мы были изгнаны из-за него» (ὡς καὶ ἡμεῖς ἐξεβλήθημεν δι᾽ αὐτοῦ) подразумевают знакомство автора греческой версии с историей низвержения Сатаны с неба на землю, которая, как ранее говорилось, в этой версии отсутствует. Слово «мы» должно означать Сатану и его ангелов, но не змея, об изгнании которого с неба Житие ничего не говорит.

Примечательно сходство некоторых деталей Жития с идеями апостола Павла. Так, Павел утверждает, что «сам сатана принимает вид ангела света» (αὐτὸς γὰρ ὁ σατανᾶς μετασχηματίζεται εἰς ἄγγελον φωτός) (2 Кор. 11, 14). В Житии Сатана является к Еве «приняв облик ангела» (λαβὼν σχῆμα ἀγγέλου) (Откр. Моис. 29, 12); «Сатана преобразил себя в светлость ангелов» (Satanas transfiguravit se in claritatem angelorum) (Vita, 9, 1); «явился Сатана в облике ангела» (τότε ὁ σατανᾶς ἐγένετο ἐν εἴδει ἀγγέλου) (Откр. Моис. 17, 1); «дияволь прииде кь мьнѣ аггельскымь образомь и свѣтлостию» (39, 1а).

Павел особо выделяет среди грехов вожделение (ἐπιθυμία; синод. пожелание): «Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: “не пожелай”» (Τί οὖν ἐροῦμεν; ὁ νόμος ἁμαρτία; μὴ γένοιτο· ἀλλὰ τὴν ἁμαρτίαν οὐκ ἔγνων εἰ μὴ διὰ νόμου· τήν τε γὰρ ἐπιθυμίαν οὐκ ᾔδειν εἰ μὴ ὁ νόμος ἔλεγεν, οὐκ ἐπιθυμήσεις) (Рим. 7, 7). Житие называет вожделение главным из грехов: «яд своего зла, которое есть его (т.е. дьявола) вожделение, вожделение ведь есть начало всякого греха» (τὸν ἰὸν τῆς κακίας αὐτοῦ, τοῦτ᾽ ἔστιν τῆς ἐπιθυμίας αὐτοῦ· ἐπιθυμία γάρ ἐστιν κεφαλὴ πάσης ἁμαρτίας) (Откр. Моис. 19, 3).

И Павел (2 Кор. 12, 2), и Житие (Откр. Моис. 37, 5) помещают небесный рай на третье небо. На этом основании можно предположить, что оригинал Жития возник в тех же палестинских фарисейских кругах I в. н.э., в которых вращался и Павел.

[1] Краткая (русская) редакция «Жития Адама и Евы», возникшая не ранее XV в., содержит лишь один, очень сокращённый рассказ о грехопадении: «И тогда прииде к нам Дьявол, свѣтелъ, яко аггелъ, и рече намъ: “Что вы рече Богъ ясти или не ясти в Раю?” Адам рече: “Вся намъ повелѣ ясти, толико единого древа заповѣда нам не ясти и повелѣ намъ блюсти ся от него”. Дьяволъ же рече: “Много жалую о васъ, понеже не разумѣете, аще бысте от него снѣли, и вы бы есте бози были”. И той рекъ и отиде от нас. И обрете змию и научи ю. Змия же мнящи, яко аггелъ есть, и прииде ко мнѣ, и показа ми плод, иже от древа. И видѣх аз, яко змия есть любима Богу развѣе всѣх звѣрей, и взях от нея и снедох» (Список РНБ, собр. Погодина, № 1615, 1632 г. Цит. по: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 3. СПб, 2004. С. 100).
[2] 15.1. …Κἀγὼ ἀναγγελῶ ὑμῖν πῶς ἠπάτησεν ἡμᾶς ὁ ἐχθρὸς ἡμῶν.
15.2. ἐγένετο ἐν τῷ φυλάσσειν ἡμᾶς τὸν παράδεισον ἐφυλάττομεν ἕκαστος τὸ λαχὸν αὐτοῦ μέρος ἀπὸ τοῦ θεοῦ· ἐγὼ δὲ ἐφύλαττον ἐν τῷ κληρῷ μου νότον καὶ δύσιν.
15.3. ἐπορεύθη δὲ ὁ διάβολος εἰς τὸν κλῆρον τοῦ Ἀδάμ, ὅπου ἦσαν τὰ ἀρσενικὰ θηρία·
15.4. ἐπειδὴ τὰ θηρία ἐμέρισεν ὁ θεὸς ἡμῖν, καὶ τὰ μὲν ἀρσενικὰ πάντα δέδωκεν τῷ πατρὶ ὑμῶν, καὶ τὰ θηλικὰ πάντα ἔδωκεν ἐμοί, καὶ ἕκαστος ἡμῶν τὸ ἑαυτοῦ ἐτήρει.
16.1. Καὶ ἐλάλησεν τῷ ὄφει ὁ διάβολος λέγων· ἀνάστα ἐλθὲ πρός με καὶ εἴπω σοι ῥῆμα ἐν ὧͺ ὀφεληθῇς. τότε ἦλθεν πρὸς αὐτὸν ὁ ὄφις,
16.2. καὶ λέγει αὐτῷ ὁ διάβολος· ἀκούω ὅτι φρονιμώτερος εἶ ὑπὲρ πάντων τῶν θηρίων, ἐγὼ δὲ ἦλθον κατανοῆσαί σε· εὗρον δὲ σὲ μείζονα πάντων τῶν θηρίων, καὶ ὁμιλοῦσί σοι· ὅμως προσκυνεῖς τὸν ἐλαχιστότερον.
16.3. διὰ τί ἐσθίεις ἐκ τῶν ζιζανίων τοῦ Ἀδὰμ καὶ τῆς γυναικὸς αὐτοῦ, καὶ οὐχὶ ἐκ τοῦ καρποῦ τοῦ παραδείσου; ἀνάστα καὶ δεῦρο καὶ ποιήσωμεν αὐτὸν ἐκβληθῆναι διὰ τῆς γυναικὸς αὐτοῦ ἐκ τοῦ παραδείσου, ὡς καὶ ἡμεῖς ἐξεβλήθημεν δι᾽ αὐτοῦ.
16.4. λέγει αὐτῷ ὁ ὄφις· φοβοῦμαι μήποτε ὀργισθῇ μοι κύριος. λέγει αὐτῷ ὁ διάβολος· μὴ φοβοῦ· μόνον γενοῦ μοι σκεῦος, κἀγὼ λαλήσω διὰ στόματός σου ῥῆμα ἐν ὧͺ δυνήσῃ ἐξαπατῆσαι αὐτόν.
17.1. Καὶ ἐκρεμάσθη εὐθὺς διὰ τῶν τειχέων τοῦ παραδείσου περὶ ὥραν ὅταν ἀνῆλθον οἱ ἄγγελοι τοῦ θεοῦ τοῦ προσκυνῆσαι. τότε ὁ σατανᾶς ἐγένετο ἐν εἴδει ἀγγέλου καὶ ὕμνει τὸν θεὸν καθάπερ οἱ ἄγγελοι·
17.2. καὶ παρακύψασα ἐκ τοῦ τείχους ἴδον αὐτὸν ὅμοιον ἀγγέλου. καὶ λέγει μοι· σὺ εἶ ἡ Εὔα; καὶ εἶπον αὐτῷ· ἐγώ εἰμι. καὶ λέγει μοι· τί ποιεῖς ἐν τῷ παραδείσῳ;
17.3. καὶ εἶπον αὐτῷ· ὁ θεὸς ἔθετο ἡμᾶς ὥστε φυλάσσειν καὶ ἐσθίειν ἐξ αὐτοῦ.
17.4. ἀπεκρίθη μοι ὁ διάβολος διὰ στόματος τοῦ ὄφεως· καλῶς ποιεῖτε, ἀλλ᾽ οὐκ ἐσθίετε ἀπὸ παντὸς φυτοῦ.

18.5. Καὶ λέγει μοι· δεῦρο δώσω σοι, ἀκολούθει μοι.
19.1. Ἤνοιξα δὲ αὐτῷ, καὶ εἰσῆλθεν ἔσω εἰς τὸν παράδεισον, καὶ διώδευσεν ἔμπροσθέν μου.

19.3. Τότε ἦλθεν καὶ ἐπέβη ἐπ᾽ αὐτόν· ἔθετο δὲ ἐπὶ τὸν καρπόν, ὃν ἔδωκέν μοι φαγεῖν, τὸν ἰὸν τῆς κακίας αὐτοῦ, τοῦτ᾽ ἔστιν τῆς ἐπιθυμίας αὐτοῦ· ἐπιθυμία γάρ ἐστιν κεφαλὴ πάσης ἁμαρτίας. καὶ ἔκλινα τὸν κλάδον ἐπὶ τὴν γῆν καὶ ἔλαβον ἀπὸ τοῦ καρποῦ καὶ ἔφαγον.

20.3. Ἐκεῖνος δὲ κατῆλθεν ἐκ τοῦ φυτοῦ καὶ ἄφαντος ἐγένετο.

21.2. Ὅτε δὲ ἦλθεν ὁ πατὴρ ὑμῶν, εἶπον αὐτῷ λόγους παρανομίας, οἵτινες κατήγαγον ἡμᾶς ἀπὸ μεγάλης δόξης.
21.3. ἅμα γὰρ ἦλθεν, ἤνοιξα τὸ στόμα μου καὶ ὁ διάβολος ἐλάλει.

АПБ

Previous post Next post
Up