Экранизация одноимённого романа Томаса Манна. 1982 г. ФРГ. Режиссёр Франц Зайтц. 3 серии
Серебряный приз 13-го Московского международного кинофестиваля в 1983 г.
Click to view
Томас Манн взялся за свою версию сюжета о докторе Фаусте в 1943 г., в свет книга вышла в 1947 г. Она написана в виде воспоминаний преподавателя классической словесности Серенуса Цайтблома о своём покойном друге - композиторе Адриане Леверкюне. Цайтблом начинает свой труд в 1943 г., а заканчивает весной 1945 г. в горящем и рушащемся Мюнхене, так что картина гибели его друга накладывается на картину гибели Германии. Самого Леверкюна к тому времени уже нет в живых - он умер в 1940 г., проведя последние десять лет своей жизни в состоянии безумия (одним из главных его прообразов послужил Ницше; в числе других - Малер, Чайковский и Шёнберг).
Причиной безумия является сифилис, которым Леверкюн сознательно заразился в студенческие годы, чтобы подстегнуть свою творческую активность. В то же время в романе есть мистическая линия, согласно которой болезнь является частью договора Леверкюна с дьяволом (описание их встречи вдохновлено разговором Ивана Карамазова с чёртом), по которому композитору даётся 24 года на создание гениальной музыки в обмен на отказ от любви. Манн оставляет читателю возможность понимать всю чертовщину в романе как фантазию поражённого сифилисом мозга Леверкюна. (Подобный сюжетный ход он, конечно, использует не первым - достаточно вспомнить «Поворот винта» Генри Джеймса, где всё сверхъестественное поддаётся истолкованию как плод воображения сексуально фрустрированной гувернантки.)
Наказанием за нарушение договора служит смерть предмета любви Леверкюна. Так гибнут его друг скрипач Руди Швердтфегер и его пятилетний племянник Непомук (согласно мистической линии романа, он собственный сын Леверкюна от русалки). Кстати, прообразом для последнего сюжета послужила смерть четырёхлетней дочери Малера Марии после написания им «Песен об умерших детях», которую Манн до этого уже обыгрывал в «Смерти в Венеции». По истечении условленных 24 лет Леверкюн теряет рассудок, успев написать своё заключительное гениальное произведение - «Плач доктора Фаустуса о своей душе». На последних страницах романа гибнет и сама Германия, тоже, по мнению Цайтблома (воплощающего аполлоническое начало в противоположность дионисизму его друга), заключившая договор с дьяволом.
Фильм вышел в том же году, что и
«Волшебная гора», тоже снят по роману Томаса Манна, и его режиссёр был продюсером «Волшебной горы», так что сравнение между двумя картинами напрашивается само собой, и такое сравнение оказывается не в пользу Зайтца. Как и перед Гайссендёрфером, перед ним стояла невыполнимая задача уместить огромный (в данном случае восьмисотстраничный) романа Манна в 3 серии. То, что получилась экранизация лишь отдельных эпизодов, не может быть поставлено режиссёру в вину. Однако на фоне роскошной «Волшебной горы» «Доктор Фаустус» выглядит откровенно невыразительно. Прежде всего это касается выбора актёров на главные роли, начиная с самого Леверкюна, которого играет англичанин Джон Финч, прославившийся воплощением на экране героев Шекспира. Как ни странно, выразительно и запоминающеся выглядят лишь актёры в эпизодических ролях, включая дьявола, которым в фильме (вопреки книге) оказывается университетский преподаватель теологии Леверкюна. Да и в целом картина явно была ограничена в финансировании и местами выглядит скорее как телеспектакль. Однако ценителям творчества Манна она, безусловно, будет интересна.