Кавказщина

Oct 12, 2010 13:00

Мои занятия историей татарского ига над Русью привели меня к выводу, что суть этого ига заключалась в вымогательстве татарами дани с русских угрозами террора. Но примерно то же самое мы сейчас наблюдаем и в отношениях между Россией и Кавказом. Поэтому выражение «кавказское иго», которое приходится в последнее время слышать всё чаще и чаще, на самом деле не такое уж надуманное, как кому-то может показаться. Мне представляется, что эти годы войдут в русскую историю как время «кавказщины», как когда-то было время «татарщины». Но оно закончится, потому что история учит нас, что бесконечно испытывать терпение русского народа невозможно.

Безаконный же Шевкалъ, разоритель христианьскый, поиде на Русь съ многыми Татары, прииде на Тверь, и прогна князя великого съ двора его, а самъ ста на князя великого дворе съ многою гордостию; и въздвиже гонение велико надъ христианы, насилство(мъ), и граблением, и бие(ние)мъ и поруганиемъ. Народи же, грьдостию повсегда оскрьбляеми отъ поганыхъ, жаловахуся многажды великому князю, дабы ихъ оборонилъ; онъ же, видя озлобление людий своихъ, не могый оборонити, трьпети имъ веляше; и сего не трьпяще Тверичи, и искаху подобна времени. И бысть въ 15 день месяца августа, въ полуутра, како торгъ снимается, некто диаконъ, Тверитинъ, прозвище ему Дюдко, поведе кобилицу младу и зело тучна поити на Волзе воды; Татарове же видевше, отъяша ю. Диаконъ же сжаливси, и зело начатъ въпити, глаголя: «о мужи Тверьстии, не выдайте!» И бысть межу ими бой; Татарове же, надеющеся на самовластие, начаша сечи, и абие стекошася человеци, и смятошася людие, и удариша въ колоколы, и сташа вечиемъ, и поворотися весь градъ, и весь народъ томъ часе събрашася, и бысть въ нихъ замятня, и кликнуша Тверичи, и начаша избывати Татаръ, где кого застронивъ, дондеже и самого Шевкала убиша и всехъ поряду.
Тверская летопись. ПСРЛ. Т. 15. Стб. 415-416

Побежа Щелканъ Дюденевичь на сени, и зажгоша подъ нимъ сени и дворъ весь княже Михаиловь, отца Александрова, и ту згоре Щелканъ и съ прочими Татары. А гостей Ординскихъ старыхъ и новопришедшихъ, иже съ Щелканомъ Дюденевичемъ пришли, аще и не бишася, но всехъ ихъ изсекоша, а иныхъ изстопиша, а иныхъ въ костры дровъ складше сожгоша.
Никоновская летопись. ПСРЛ. Т. 10. С. 195


К топору зовите Русь

Previous post Next post
Up