Как индоевропейцы покорили мир

Jul 30, 2020 00:58




Индоевропейцы являются потомками древних северных евразийцев - охотников-собирателей приледниковой мамонтовой степи, имевших преимущественно мужскую гаплогруппу R* и женскую гаплогруппу U*. Придя в Восточную Европу из Сибири к концу последней ледниковой эпохи (т.е. ранее 14 тыс. до н.э.), они образовали здесь общность восточноевропейских охотников-собирателей - носителей главным образом выделившихся из R* мужских гаплогрупп R1a и R1b.

Ок. 5000 г. до н.э. под влиянием балканских неолитических земледельцев в среде этих охотников-собирателей распространяются скотоводство (в меньшей степени также земледелие) и медная металлургия. Вследствие этого на Средней и Нижней Волге возникают Самарская и Хвалынская энеолитические культуры (5000-4000 гг. до н.э.) - первые достоверные индоевропейские культуры с установленным присутствием гаплогрупп R1a и R1b. В 1-й половине V тыс. до н.э. их носители одомашнивают дикую лошадь - тарпана, потомками которого являются все современные домашние лошади (ботайцы спустя тысячу с лишним лет под индоевропейским влиянием одомашнивают лошадь Пржевальского, но этот эпизод остаётся без последствий).

Индоевропейское общество переживает социальное расслоение и милитаризацию, появляются военные вожди, чьи символы власти включают скипетры с конеголовыми навершиями. Около середины V тыс. до н.э. начинается военная экспансия самарско-хвалынских индоевропейцев, основным орудием которой, вероятно, служат кони. Первой её жертвой становится жившая где-то в Северном Предкавказье популяция кавказских охотников-собирателей, от которой индоевропейцы наследуют набор южных по происхождению материнских гаплогрупп (вдобавок к собственным линиям северноевразийской гаплогруппы U) и около половины своих аутосомных генов.



В Северном Предкавказье возникает и распространяется от Заволжья до Трансильвании Новоданиловская культура (4500-4000 гг. до н.э.), юго-западным ответвлением которой становится культура Суворово (4300-4000 гг. до н.э.). С культурным горизонтом Суворово-Новоданиловка связано появление курганов над захоронениями. Носители этих культур хоронят свою знать в индивидуальных могилах в сопровождении оружия и богатых погребальных даров. Одновременно с этим Днепро-Донецкая культура на среднем Днепре под влиянием самарско-хвалынской экспансии сменяется культурой Средний Стог, у носителей которой засвидетельствованы гаплогруппы R1a и R1b.

Юго-западный натиск культуры Суворово, в носителях которой видят предков хеттов и других анатолийских индоевропейцев, приводит на рубеже V-IV тыс. до н.э. к гибели неолитических земледельческих культур «Старой Европы» - Болград, Гумельница, Караново и Варна. Продолжением Суворово являются культуры Чернаводэ в Румынии (4000-3200 гг. до н.э.) и Езеро в Болгарии (3300-2700 гг. до н.э.), отмечающие путь индоевропейцев в Анатолию, где их присутствие документально засвидетельствовано с XX в. до н.э. Вместе с хеттами и родственными им племенами в Анатолию и дальше на Ближний Восток приходят одомашненные кони.

Ок. 3500 г. до н.э. в среде позднехвалынских индоевропейских племён южнорусских степей происходит изобретение колёсной повозки, которое быстро распространяется на запад в Европу и на юг через Кавказ на Ближний Восток. Использование колёсных повозок значительно увеличивает площадь пастбищ и поголовье скота, что, в свою очередь, ведёт к демографическому взрыву. Археологическим выражением этих событий становится Ямная культура (3500-2500 гг. до н.э.). Индоевропейцы Ямной культуры переходят к полноценной мясо-молочной диете, вследствие чего у них возникает и закрепляется ген лактозной терпимости, делающий их более рослыми и сильными по сравнению с неолитическими земледельцами.



Первой волной нового этапа индоевропейской экспансии становится миграция из волжско-уральских степей на Алтай поздних хвалынцев или ранних ямников, создающих Афанасьевскую культуру (3500-2500 гг. до н.э.). Их вероятными потомками являются тохары, присутствие которых засвидетельствовано в I тыс. н.э. в тысяче километров к югу от Алтая - в Таримском бассейне (современный Синьцзян).

Западная миграция ямников приводит к возникновению ок. 3300 г. до н.э. в низовьях Днестра, Прута и Дуная Усатовской культуры, носители которой подчиняют себе живущих севернее неолитических земледельцев культуры Кукутени-Триполье (5200-2600 гг. до н.э.). Дальнейшая миграция этих групп ямников приводит их вверх по Дунаю на Венгерскую равнину, однако западнее реки Тисы они, вероятно, не продвигаются. Эти балканские ямники, как и ямники из Самарской, Оренбургской и Ростовской областей и Предкавказья, а также афанасьевцы, являются носителями в основном мужской гаплогруппы R1b-Z2103.

Источником индоевропейской колонизации Европы становятся, по всей видимости, северо-западные области Ямной культуры, где линия R1a-M417 присутствует уже ок. 4000 г. до н.э. на территории культуры Средний Стог. Носители этой мужской гаплогруппы создают огромный горизонт культур Шнуровой керамики и Боевых топоров в Центральной, Северной и Восточной Европе (2800-2000 гг. до н.э.). Мужчин предшествующих им в этих областях неолитических земледельческих культур (Трипольской, Шаровидных амфор, Воронковидных кубков) индоевропейцы в основном истребляют, женщин - частично истребляют, частично ассимилируют, наследуя от них ок. 17% своих аутосомных генов. Шнуровики являются основными предками современных центрально-, северно- и восточноевропейцев.



Индоевропеизация Западной Европы осуществляется главным образом силами носителей мужской гаплогруппы R1b-M269, которые, по всей видимости, выходят с территории Ямной культуры вместе с носителями R1a-M417. Где-то в области Рейна ок. 2600 г. до н.э. они усваивают принесённую из Иберии культуру Колоколовидных кубков (2800-2000 гг. до н.э.) и распространяют её обратно на запад уже в сопровождении индоевропейского (пра-кельтского или пра-итало-кельтского) языка.

Что касается носителей культуры Шнуровой керамики и мужской гаплогруппы R1a-M417, то они первоначально говорят на пра-германо-балто-славяно-индо-иранском языке. Их западные группы, попав под влияние культуры Колоколовидных кубков, дают начало германцам. В более восточных областях R1a-M417 распадается на балто-славянскую (R1a-Z283) и индо-иранскую (R1a-Z93) линии, представители которых начинают говорить на соответствующих языках.

Первой индо-иранской культурой становится Абашевская, занимающая лесостепные пространства от Днепра до Тобола (2200-1700 гг. до н.э.). Восточная миграция абашевцев даёт начало Синташтинской культуре на Южном Урале (2100-1700 гг.), носители которой ок. 2000 г. до н.э. изобретают боевую колесницу.



Распространяясь на юг, индоиранцы вытесняют или поглощают племена образовавшихся из позднеямного горизонта культур - Катакомбной между Днепром и Волгой и Полтавкинской между Волгой и Уралом (2500-2000 гг. до н.э.). Носители возникшей на катакомбной основе культуры Многоваликовой керамики (2200-1700 гг. до н.э.), говорящие на прагреческом языке, на некоторое время попадают под культурное и, вероятно, политическое влияние индоиранцев. После 1700 г. до н.э. под давлением движущихся с востока иранцев Срубной культуры они уходят в Грецию и создают там микенскую цивилизацию.

Ок. 1900 г. до н.э. из индоиранской Синташтинской культуры выходит праиндоарийская культура Петровка, носители которой на колесницах мигрируют на юг. Пройдя через область Бактрийско-Маргианской археологической культуры, основная их часть направляется на юго-восток и, преодолев ущелья Гиндукуша, обосновывается на равнинах Пенджаба, где создаёт ведическую цивилизацию. Меньшая часть направляется на запад, достигая к середине XVIII в. до н.э. Передней Азии. Там в XVI в. до н.э. они основывают великое царство Митанни, включающее Сирию, Верхнюю Месопотамию, Юго-западную Анатолию и Ханаан, которое существует до его уничтожения ассирийцами в середине XIII в. до н.э. Вместе с митаннийскими ариями на Ближний Восток приходят запряжённые конями колесницы и связанные с ними культура и идеология.



Примерно одновременно с возникновением в степях Северного Казахстана Петровской культуры на Алтае в среде местных индоевропейцев возникает Сейминско-Турбинская культура (ок. 1900-1700 гг. до н.э.), передовая металлургия которой распространяет своё влияние на огромную территорию от Финляндии до Китая. В центр Китая прослеживаемые со 2-й четверти II тыс. до н.э. индоевропейские влияния приносят медную и бронзовую металлургию, крупный и мелкий рогатый скот и сельскохозяйственные культуры - пшеницу и ячмень.



Первая историческая китайская династия Инь лучше всего известна по своей последней столице Аньяну. Основание Аньяна ок. 1200 г. до н.э. совпадает с появлением в Китае колесниц с конями и оружия достоверно индоевропейских форм. Многочисленные факты указывают на по крайней мере частично индоиранское происхождение как династии Инь, так и сменяющей её в XI в. до н.э. династии Чжоу.

К концу II тыс. до н.э. прямое или косвенное влияние индоевропейцев распространяется на большей части территории Евразии - от Скандинавии до Индостана и от Португалии до Китая.



Помимо праиндоарийской Петровской культуры, Синташта становится источником также для иранских культур, в том числе Андроновской (1800-1200 гг. до н.э.), носители которой из Южного Приуралья расселяются по Казахстану и Средней Азии, кладя ок. 1600 г. до н.э. конец существованию Бактрийско-Маргианской культуры. На поздний период существования Андроновской культуры приходится деятельность пророка Заратуштры, основывающего первую в истории человечества религию откровения.

На рубеже II-I тыс. до н.э. благодаря усовершенствованию упряжи, которое делает управление конём более эффективным, среди иранцев южнорусских степей (киммерийцев, скифов, сарматов) распространяется стрельба верхом из лука и происходит переход к чистому номадизму. Иранские выходцы из Средней Азии продвигаются на Ближний Восток, где их появление отмечают в IX в. до н.э. ассирийские источники. Ок. 670 г. до н.э. возникает иранское Мидийское царство, которое в конце VII в. до н.э. кладёт конец существованию Ассирии.



В 550 г. до н.э. Мидию завоёвывают иранцы Ахемениды, которые основывают первую в истории мировую державу - Персидскую империю. Религией её правящих кругов становится зороастризм, которому предстоит сыграть для Западной Евразии примерно такую же роль, какую для Восточной Евразии предстоит сыграть возникающему в это же время в Индии буддизму.

Выделение раннего праиндоевропейского языка в начале V тыс. до н.э. совпадает по времени с возникновением у индоевропейцев первой в мире воинской аристократии, которое было напрямую связано с приручением коня. Конь стал орудием войны и набега, давшим индоевропейцам существенное преимущество над их противниками.



В основе идеологии индоевропейской воинской аристократии лежал миф о победе над хтоническим Змеем небесного Бога-громовержца, который первым угнал у своего противника скот и стяжал себе славу. Индоевропейский воин видел себя отражением этого бога. Его победа осознавалась как победа в состязании (в индоиранском и греческом само слово «состязание» было произведено от глагола со значением «угонять (скот)».

Состязание у индоевропейцев имело разные формы - набега за скотом, войны, конной или колесничной гонки и соревнования в песни и мудрости. Победа в нём давала славу, которая, будучи воспетой певцом, становилась бессмертной и обеспечивала победителю посмертную жизнь в слове, ценившуюся дороже телесной жизни. Тем самым состязательность неизбежно вела к выделению человеческой личности.



Приручение коня было важным шагом на этом пути - благодаря ему индоевропейский всадник не только получал дополнительные силу и скорость, но и возвышался над прочими людьми и над самой природой, при этом отделяясь от неё. Одновременно с появлением у индоевропейцев конеголовых скипетров как знаков власти у них появляются и отмеченные курганами индивидуальные захоронения воинской аристократии, свидетельствующие о вере в отдельное существование личности не только при жизни, но и посмертно.



Присущая индоевропейской аристократической культуре состязательность естественным образом вела к выделению индивида из массы людей и освобождению человеческого духа. Аристократическое стремление отличиться лежало в основе пробуждения человеческого самосознания и возникновения личности, способной понять противостояние природного и духовного миров.

Естественным следствием приручения коня стало его использование вместе с повозкой, т.е. изобретение колесницы. В греко-арийской культурной общности колесница была осознана как символ души, у которой чувства являются конями, а возница - умом, и которая имеет способность вознестись из телесного мира в божественный. Окончательное противопоставление духовного мира телесному привело к возникновению у индоевропейцев отвлечённого мышления, породившего философию и науку. Тем самым индоевропейцы сыграли ключевую роль в отделении человеческого духа от природы.



Подробнее об этом вы можете прочитать в моей книге «Конь, колесо и колесница».

Индоевропеистика

Previous post Next post
Up