Гаты представляют собой 17 гимнов, сочиненных первым в истории человечества пророком единобожия Заратуштрой, которые со временем были включены в состав зороастрийского литургического сборника Ясна в качестве глав 28-34, 43-51 и 53. Гаты состоят из 238 строф, примерно 1300 строк и примерно 6000 слов. Ясна 31 является одной из Гат, представляющих обзор учения Заратуштры в целом.
ЯСНА 31
31.1. Ваши веления помня,
неслышные речи скажем
для тех, кто веленьями Лжи
Истины мир умерщвляют,
но лучшие речи для тех,
которые преданы Мазде.
31.2. Поскольку же для души
путь невидимый лучше,
Приду к вам, словно Глава,
Ахуру познавший Мазду
и обе участи эти,
по Истине чтобы мы жили.
31.3. Огнём и Духом с Истиной
сторон двух воздаяние
Ты дал уразумевшим, -
и нам скажи, о Мазда,
Уст языком Твоих -
живущих как уверю,
31.4. Чтоб, Истину призвав,
о Мазда и Ахуры,
Судьбы со Здравомыслием,
ища от Лучшей Мысли,
Мне Власть далась бы сильная,
чьим ростом Ложь побьём.
31.5. Скажи, как различить мне,
по Истине, что лучше,
Познать с Благою Мыслью,
что вправе я провидеть,
О Мазда, о Ахура,
не будет что и будет.
31.6. Тому да будет лучшее,
кто правильно промолвит
О Целостности слово,
Бессмертии и Истине.
У Мазды эта Власть
взрастить Благую Мысль.
31.7. И кто помыслил первым:
«исполнить блага светам!» -
Умом Творенья Истину
и Мысль держит лучшую, -
Твоим, Ахура, духом
взрастив доныне, Мазда.
31.8. Тебя помыслил первым,
о Мазда, и последним,
Благой отец ты Мысли -
таким постиг воочию,
Творцом по правде Истины,
в делах - Владыку мира.
31.9. Твоё и Здравомыслие,
Творец Скота премудрый, -
Твой духом, о Ахура,
ему дал путь, о Мазда,
Пойти ли ему к пастырю,
к тому ли, кто не пастырь.
31.10. И вот из двух он выбрал
как пастыря пасущего,
Так праведный Ахура
Благую мысль питает,
Не-пастырь же, о Мазда,
не может получить.
31.11. Когда впервые, Мазда,
Ты создал Мир и Веру,
И помыслом и разумом
Ты плотскую дал жизнь,
Деянья и речения,
В чём верующий волен.
31.12. Так речь пускай ведёт
неверно или правильно,
Незнающий иль знающий,
но сердцем и по мысли
Нисходит Здравомыслье,
Испрошенное духом.
31.13. Что спрошено открыто,
о Мазда, и что тайно,
И малый же проступок,
как самый наказуемый,
Смотря глазами ясно
по Истине всё видишь.
31.14. О том спрошу, Ахура,
приходит и придёт как
Награда, что даётся
от праведных даяньям,
И тем, что от лжецов,
о Мазда, как свершится?
31.15. Спрошу, какая кара,
кто лживым Власть вверяет,
Злодеям, о Ахура,
что жизни не находят
Без пастырю вреда,
скоту и людям праведным?
31.16. Спрошу о том, когда Он
Власть дома, благоданный,
Селенья и страны
по Истине устроит
Твоей, Мазда Ахура,
деяньями какими?
31.17. Кто убеждает больше -
правдивый или лжец?
Всеведущий нам скажет,
не-ведущий - обманет,
Будь нам, Ахура Мазда,
Благой наставник Мысли.
31.18. Никто из вас пусть лживых
ученью не внимает,
Они и дом и род свой,
Селенье и страну
Погибели предали -
их порази оружьем.
31.19. Услышал Истину знавший,
Мироцелитель, Ахура,
Речи прямо сказавший
и языком овладевший,
Огнём горящим, о Мазда,
Благую из двух отделивший.
31.20. И к праведным сиянье
небесное нисходит;
Но к долговечной тьме,
Дурной еде и стонам, -
Лжецов по их деяньям
вас Вера приведет.
31.21. И Мазда даст Ахура
Бессмертие и Целостность
По изобилью с Истиной,
соединенье с Властью,
Благой богатство Мысли
Делами с духом другу.
31.22. Разумному же ясно
и знающему мысли,
Благою Властью Истину
хранит он в слове, в деле.
Тебе, Ахура Мазда,
Желанным станет гостем.
Примечания
31.1. Ваши веления - повеления Ахура-Мазды, переданные Пророку.
Неслышные речи - понимается по-разному: «неслыханные (до сих пор)», «неслышимые (которые не слушают или просто не слышат)». Возможно, имеются в виду речи, не услышанные или не понятые и непонятные лживым, но внятные и понятные праведным.
31.2. Невидимый - т.е. неочевидный, но правильный, тот путь Истины, который знает и предлагает Заратуштра.
Обе участи - обе стороны бытия, благую и злую, добрую и лживую; две участи души - награда и возмездие, Рай и Ад.
31.3. Огнём - испытание раскаленным металлом при конце мира. Предвещается соединение праведных с Духом (Святым Ахура-Мазды) и Истиной, т.е. Рай, и уничтожение лживых в Аду в потоке раскаленного металла.
Уст языком твоих - Заратуштра просит Ахура-Мазду дать ему в Откровении ясные и прямые указания относительно грядущего с целью убеждения всех живущих, уразумения ими двух участей и обращения их от Зла к Истине.
31.7. Далее излагается развитие мира от начала Творения.
«Исполнить блага светам» - т.е. наполнить благой мир светами (авест., досл.: «светами наполнятся [пусть] блаженства», трактуется как мантра, положившая начало Творению). В «светах» может подразумеваться как вообще «свет» или «светы Рая», так и «светы» священных огней. «Пусть наполнятся» или «смешаются, соединятся» светы-огни с первозданным свободным пространством (благ, блаженства), и возникнет Творение (благое). Истина творится Духом Ахура-Мазды, и на нем же до сих пор она и Благая Мысль держатся и возрастают.
31.8. Пророк познает Мазду «отцом» Благой Мысли, действительным Творцом Истины и Владыкой (Ахурой) в деяниях бытия и умом («помыслил»), и воочию (букв.: глазами») - «первым и последним» (ср. апокалиптическое: «Азъ есмь алфа и омега, начатокъ и конецъ…», Откр. 1.8), Творцом и Владыкой этой жизни.
31.11. Человек, наделенный плотской жизнью, волен в своих помыслах, реченьях и деяньях с тех пор, как Мазда создал жизнь (мир) и Веру.
31.12. В своем свободном выборе человек, разумеется, может ошибаться, в том числе и по незнанию, но в правильном решении, испрошенном в согласии с сердцем, мыслью и духом, поможет Здравомыслие.
31.13. Совершенное открыто и в сговоре или тайно - от глаз Мазды нельзя скрыть ни один, даже самый мелкий и тайный, проступок - возмездие неотвратимо, за малое прегрешение может последовать величайшее наказание. Мазда, ясно смотря глазами, видит по Истине все.
31.14. От того, что было ранее и происходит в настоящее время, Заратуштра обращается к будущему и спрашивает у Ахура-Мазды, какую награду получат за свои даяния (дары, приношения) праведные, а какую - лживые при конечном расчете (в конце мира).
31.16. Он - речь, видимо, идет о Спасителе-Саошйанте, который установит справедливость во всех трех (ниже четырех) иерархических разделах тогдашнего общества: в доме, селении (обители) и стране. Заратуштра вопрошает о времени и признаках (деяниях) Его явления.
31.17. Пророка одолевают сомнения, кто же, наконец, окажется правым - праведный или лживый, кто победит в конечном счете? Это может определить только всеведущий Ахура-Мазда, потому что не-ведающий (Злой Дух - Анхра-Маинйу) нас обманывает. Ахура-Мазда наставит нас на правильный путь Благой Мыслью.
31.19. Мироцелитель - Избавитель мира, очевидно, Заратуштра (Пророк говорит о себе в третьем лице), послушный учению Истины и овладевший искусством языка и речений, правдиво возвестивший о благой участи праведных, отделяемой из двух участей (доброй и дурной) горящим огнем (потоком раскаленного металла во время конца мира).
31.20. Праведным приверженцам Заратуштры предназначена благая участь - сияние (Рая, этимологически букв.: «дневное», «небесное»), противопоставляемое тьме, уготованной лжецам, наряду с дурной пищей и стенаниями.
Вера (авест. даэна) - из этой строки особенно ясно, что это олицетворение и воплощение дел и поступков (и проступков) человека, его совесть.
31.21. Напротив, праведников ожидают блага, дарованные Ахура-Маздой, по его щедрости и изобилию. Эти награды получает тот, кто ему верен, кто его (Ахура-Мазды) преданный и делами и духом друг.
31.22. Благоразумному ясно, что Истине принадлежит Власть, а поэтому он придерживается Благой Мысли и хранит ее в словах и делах, достигнет блаженства и станет желаннейшим гостем Ахура-Мазды в его Райской Обители.
Гаты Заратуштры. Перевод с авестийского И.М. Стеблин-Каменского. СПб., 2009. С. 57-66
Итак, мы видим возвышенное учение о Едином Благом Боге-Творце, именуемом Сущим (Ахура), Премудростью (Мазда) и Святым Духом (Спэнта Майнью), человеке с бессмертной душой, обладающем свободой выбора между добром и злом, злом духе, склоняющем человека к последнему, Рае и Аде как последствиях выбора, долженствующем прийти Спасителе, будущем телесном воскресении и конечном огненном суде над миром. Нетрудно заметить, что все эти идеи лежат в основе христианства, а также того, что с легкой руки иудействующих протестантских богословов XIX в. именуется «авраамизмом». Правда в еврейской народной сказке «Как Абрам женой торговал и от этого профит получал» из Танаха подобных идей нет и в помине, но христианство все равно вышло из иудаизма, ага-ага…