Воспитание внимания.

May 23, 2006 23:27

"…Мне - то представляется, что чем внимательней человек, тем он богаче. Чем он внимательней, тем для него мир шире. Можно придти в живописную галерею, пройти ее всю насквозь и ничего не увидеть. А можно всего лишь там посмотреть несколько живописей.

Вот, Рихтер, он приходил в музей и говорил: Пять картин». Все. Пять. Другие бежали, он говорит: «Все. Я устал.» Потому что он эти пять прорабатывал своим вниманием с такой силой, что уже наполнялся весь. Как говорят японцы, а уж японцы очень внимательны - «один цветок больше говорит о цветке, чем много цветов».

Приведу такой пример. Это было на «Сказке Сказок». Когда я уставал черт знает как в павильоне, я выходил на улицу - солнце светило, мальвы цвели у нас во дворе, в церкви, где мы снимали. Я подходил к мальвам и видел там очередного шмеля. Он туда прямо зарылся в цветок. Весь вымазанный! Весь в этой пыльце! Черт знает…

И там просто у него жизнь была, он там шуровал вовсю - куда - то складывал в лапки эту пыльцу. Он должен был куда - то это нести в свои соты. А кто видел, что такое соты шмеля - это черт знает что! Они у него все кривые, косые, один домик маленький, другой большой. Это не пчелиные соты, где все совершенно строго, абсолютно строжайшая архитектоника. И вот как он там себя ведет, такие у него и строения.

Я обожал брать соломинку и так начинал трогать его лапку. Он вел себя точно также, как допустим, ребенок, который куда - нибудь зарылся с головой и смотрит. Я его пощекотал. Он стал меня отталкивать: «Оставьте. Оставьте. Оставьте…» Я опять его трогаю. Уже лапка дергается гораздо нервнее. Я опять продолжаю, сволочь такая, опять продолжаю его дергать.

И он поворачивался… Он был разьярен! В ярости он искал: «Где этот самый? Кто?» Он искал - то другого. Соперника. И не понимал. Ну, на меня он, наверное, смотрел, как на шмеля, который что - нибудь сожрал такое и вырос. И он повора-а-а-чивается… Он был просто в ярости! Но не находил соперника и опять обратно. А там же у него в цветке своя жизнь, он выкапывал, находил для себя всякие вещества.

Я к чему это говорю? Мгновенно в этом маленьком событии проявляется образность. Не просто поведение животного, которое живет по законам животного мира, а здесь проявляются все человеческие чувства, какие могут проявляться у нас в общении друг с другом. Воспитание внимания - это, по - моему, воспитание личности. На самом деле."

/Ю.Норштейн. «Он внес новое понимание изображения…» "Киноведческие Записки" (no.73).

анимация

Previous post Next post
Up