Смех

Jul 13, 2010 01:01

Поймала себя на мысли, что плакать словно разучилась. То есть, порыв имеется, и слезу выжать даже получается...Но. В считанные секунды слеза высыхает, а маята- злобная, тяжелая, тягучая внутри меня остается. И легче не делается.
Ровно как и со смехом. Только раздражает все. Сразу же усталость смертельная накатывает: будто ты два дня не спал и всячески себя эмоционально тратил.

Если честно, это страшно.

Тем не менее, речь нынче не обо мне, а об эмоциях в целом.
Я нашла замечательный рассказ Момо Капора, и веселый(особенно если на сербском читать), и печальный одновременно. Редкой сердечности. Очень теплый и душевный, как раз про улыбку и про грусть в одном и том же человеке.

Не успел я толком и глазом моргнуть, как время пролетело, и на тебе - я отец!
Сын у меня - какой-то Саша.

Похож на меня или на мать, и наоборот.

И вот в овощной лавке мне все еще говорят «братишка», а тут уже зовут на родительское собрание. Я, само собой, забираюсь за последнюю парту. За последней партой хорошо сидеть. Когда-то мы за ней курили, спали и играли в покер.

- А теперь возьмите бумагу и ручку и записывайте расписание уроков!

Учительница - телка что надо! Ноги у нее растут прямо из плеч. Нет, из шеи! А родители - без слез не взглянешь: толстые и отечные. Настоящие ботаники. Прячусь в укрытие за одной родительницей в шубе и готовлюсь клевать носом. Шуршит бумага, скрипят ручки, красота, как когда-то...

- Эй, вы, за задней партой!

Делаю вид, что не слышал. Откуда мне знать, кому она кричит?

- Вы, в очках! Я к вам обращаюсь...

- Ко мне? - прикидываюсь дурачком.

- К вам!

- Да, учительница?

- Учитель... - поправляет меня она.

- Да, учитель?

- Товарищ учитель...

- Товарищ учитель.

- Почему вы не пишете, когда я диктую?

- Простите?

- Вам это не интересно, да?

- Интересно, - говорю я, - как же не интересно?

Ботаники навострили уши; уставились на меня во все глаза. Шуба подвинулась в сторону, и я весь как на ладони, негде больше укрыться.

- Хорошо, - говорит учительница, - и кому же я тогда диктую?

- Нам диктуете... - говорю я.

- Для кого я тут надрываюсь?

- Для нас надрываетесь.

- И в чем же тогда дело?

- У меня нет ручки.

- У вас нет ручки?

- Нет.

- Вы его слышали?

Они слышали.

- У него нет ручки!

- Нет.

- Чей вы отец?

- Сашин.

- Сашин? А кто вы по профессии?

- Юморист.

Вот ведь выдумал себе профессию, юморист, думаю я про себя, а эти продолжатели рода глядят себе и глядят на меня. Клюнули на юмориста!

- Юморист, а без ручки! - говорит учительница. - Какой же вы юморист, раз у вас даже ручки нет?

- Я все больше на машинке, уж простите... А машинка редакционная, не разрешают выносить!

- Ладно, может кто-нибудь одолжить ручку нашему юмористу?

Родители молчат, как воды в рот набрали, и только смотрят на меня. Как бы еще, интересно, они на меня смотрели, будь я каким-нибудь сатириком? Учительница дает мне ручку:

- Только верните мне ее потом!

- Я не краду ручки.

- Вам никто и не говорит, что крадете!

И вот снова скрипят ручки, шуршат бумажки, а я все за шубой...

- Ну что опять? А?

- Я спрашиваю, что с вами опять, почему вы не пишете?

- Мне не на чем.

- Нет, это уже в самом деле... - не сказала, что. - Есть у кого-нибудь лист бумаги?

Шуба мигом ныряет в свою сумку. Через какое-то время вытаскивает календарик в кожаной обложке. Даст или не даст - не даст. Пожалела сентября, поэтому прячет календарик обратно, а мне протягивает бумажный платок.

- На чем мы остановились? - спрашивает учительница.

- Пятница...

- Вы потом перепишите до пятницы!

Затем она начинает описывать нам детей. Какая-то Весна: уже знает и кириллицу, и латиницу*. Деян - чудо, а не ребенок. Лина великолепно рисует. Милена: я ее уже выбрала для хора, такой голос... Горан: просто удовольствие работать с такими детьми. Миша - аккуратный.

И стоит ей только назвать какого-нибудь ребенка, продолжатели рода просто тают от счастья.

- Саша...

Тут и я расплываюсь. Жду, что она скажет: озорник, но ум исключительный...

Учительница смотрит на меня и говорит:

- Слушайте, можно вас спросить...

- Да, учительница? Учитель...

- Товарищ учитель...

- Товарищ учитель!

- Почему ваш сын постоянно смеется?

- Простите?

- Он постоянно смеется.

- И что же?

- То есть он все время смотрит на меня и смеется.

- Озорник, но смышленый, правда?

- Позвольте спросить, вы его водили к врачу?

- К врачу?

- Может, это какое-то внутреннее нарушение, какая-то судорога! Какой-то тик? Откуда мне знать? Это страшно ребячливый ребенок...

- Что вы хотите сказать: нарушение?

- Он смеется, даже когда нет ничего смешного.

- Знаете, понятие смешного по Бергсону...

- Оставьте в покое Бергсона! Например, я его спрашиваю: что опять смешного, чтобы и мы посмеялись?

- А он?

- Ничего. Только смеется...

- Как смеется?

- Так, про себя... Что ему так смешно, скажите, пожалуйста?

- Понятия не имею, - говорю я, - я правда не могу сказать, что ему так смешно. Может, он просто улыбается?

- Я же сказала: смеется! Это не улыбка, а самый настоящий смех! Уж, наверное, я знаю, что такое смех? Не вам меня учить! Он смеется. Да, он смеется про себя, тихо, но все равно смеется!

- И что же делать?

- Скажите ему, чтобы он перестал. Вы же ему отец!

- Слушай, ты! - говорю я Саше. - Почему ты все время смеешься?

- Так.

- Как - так?

- Так, просто...

- Ну ладно, а что тебе так смешно?

- Мне все смешно... - говорит Саша и смеется, пускай про себя, но все равно - смеется!

Что мне делать? Дети парикмахеров всегда подстрижены, сапожников - обуты, у детей дантистов зубы запломбированы, у футболистов даже дочки пинают мяч, французские дети - французы! Что остается детям юмористов, кроме как хихикать? Что им еще могут дать родители?

- Слушай, ты, - говорю я Саше, - не смейся!

- Не буду, - говорит он, но и дальше смеется.

- Смотри, сынок, - советую я Саше, - каждый раз, как тебе смешно, представь себе что-нибудь грустное, и сразу перестанешь смеяться!

- А что грустное?

- Ну, например, представь, что у тебя папа юморист!

- Представил, - говорит Саша.

- И?

- Мне все равно смешно! - говорит ребенок и просто покатывается со смеху.

- Ты должен с ним работать, - сказала Сашина мама. - Ты совершенно запустил ребенка...

И я начал работать.

Я читал ему вслух газеты, водил по улицам, полным хмурых лиц, включал телевизор... Объяснял ему, где он живет. Что его ждет в жизни. Объяснял, как устроен мир и что люди делают друг другу.

- У малыша есть прогресс, - сказала на следующем родительском собрании учительница, - он меньше смеется. Но мы еще не совсем довольны! Продолжайте с ним работать! Прогресс налицо...

Мы считали мои доходы, читали сообщения о наводнениях, извещения о смертях*, наносили скучные воскресные визиты родственникам. Фотографировались в автомате и потом рассматривали свои снимки - и наконец учительница была довольна.

- Да, - сказала она, - еще случается, что он засмеется, но в целом это как будто бы совсем другой ребенок! Он уже далеко не такой ребячливый. Мы его не узнаем! Он стал гордостью школы. Такой серьезный и дисциплинированный. Видите, чего можно добиться, если только немного поработать с ребенком...

- Ну давай, посмейся чуть-чуть! - смешу я Сашу. - Сегодня воскресенье, выходной, можешь смеяться, сколько хочешь! Сегодня можно...

- Не могу... - говорит он печально.

- Почему не можешь?

- Так, просто...

Перевод Анны Ростокиной

Есть над чем остановиться, вздохнуть и подумать, правда? От себя про смех добавлю то, что перебор с ним. Слишком жирно, отвратительно и безвкусно. Все ржут, ржут и ржут. Какую передачу на ютьюбе не найди- глупое, пошлое, гнусное, с мутными глазами ржание. Лишь бы не слышать, лишь бы не видеть- лучше ржать, хохотать, самого себя заглушать и вокруг не оглядываться.
Previous post Next post
Up