Поездку в Гаэту, ближайший к нам живописный и знаменитый святыми местами город, мы непредусмотрительно оставили на последний день, который выпал на Ferragosto. Непредусмотрительно - исключительно потому, что на горизонте не наблюдалось даже тех четырех - всего! - рейсов автобуса, который возит до железнодорожной станции по выходным, хотя междугородний, от станции до Гаэты, ходил исправно. То ли в честь праздника, то ли из-за урагана, разразившегося около полудня - с градом в физиономию, нулевой видимостью и летающими предметами, но добираться пришлось на такси. Сан Джованни аль маре с его необыкновенными фресками сейчас закрыт, а о том, что святые места на другой стороне горы, сама Расколотая гора с возмутительно монументальной гробницей Луция Мунанция Планка и анжуйские замки останутся до другого раза, мы договорились заранее. У меня и билет есть.
В остальном же всё было прекрасно: безделушки на ярмарке, переулочек, где мы ужинали, только отреставрированный собор с закоулками, саркофагами и рельефами про Иону, парфюмерная лавка "Мелюзина" - почему же я не сфотографировала ее вывеску? Да и послеполуденный залив с покачивавшимися мирно яхтами уже не напоминал о недавнем погодном катаклизме, хотя морские прогулки мы тоже осуществим в другой раз.
«Золотая капелла» в средневековье, судя по тем фрагментам, которые я увидела в епархиальном музее, выглядела намного лучше до вмешательства Джованни Филиппо Крискуоло, но то было давно, в XVI веке...
(это церковь Сантиссима Аннунциата, где капелла и расположена)
...а вот сам епархиальный музей, описанный в духе «здание в два этажа - тебе понадобится много времени», я запомню надолго. Там и правда блистательная коллекция прикладного искусства и сравнительно много живописи, но последняя выставлена в кромешной тьме и подсвечивается символически, очень мутными желтыми лампами под потолком. Двадцати минут мне хватило, чтобы заполучить резь в глазах; Джованни да Гаэта и Рикардо Куартараро - он действительно под вопросом, потому что увиденный мной алтарь был, наверное, слишком приличным по сравнению с тем, что о мастере знает гугл - ее, несомненно, стоили, только вот рассмотреть их там нет никакой возможности. Великий художник Контрреформы Шипионе Пульцоне, незнанием чьего творчества меня стыдили третьего дня, если и был где-то в залах, то потонул во мраке. Допрос служащих показал, что, занявшись проблемой музея, епископ побывал в Лувре, где его научили, что живопись ради ее сохранности надо бы экспонировать в темноте.
Лучше всего, впрочем, был этот ослик.
При этом рукописи, которых лежит немало - и целиком, и отдельных иллюминированных листочков - предполагается фотографировать со вспышкой.
Загадочная итальянская душа.