Маленьких человеков надо любить. И всячески показывать им это, распространять и укутывать этим. Есть другая крайность - можно переусердствовать. Но так как я пишу от своего имени, я знаю, что это не про меня.
Ну так вот, ребенка нужно любить, замечать (как ни странно звучит), разговаривать на равных, считаться с его мнением, желаниями и способностями, никогда не ругать за оценки, вообще не ругать (если дело дошло до ругани, других наказаний, а тем более битья - виноват всегда ТОЛЬКО родитель, который в нужное время упустил ситуацию), смотреть в глаза, обнимать, бодаться и целоваться без ограничений, и еще много всего (стержень, разумеется, тоже должен быть. Никакого избалования и понукания родителями - но это меня не очень беспокоит, т.к. у меня капризного баловня не будет - я слишком строга для этого. Очень тонкая золотая середина - искусство, которое нам еще предстоит постигать на практике).
Иначе (не обязательно, но вероятнее всего) он может стать жестоким, агрессивным, пассивным, одинокими, закомплексованным, с заниженной самооценкой, просто не реализоваться в конце концов и, как следствие, - несчастным.
Преступники вырастают из детей, которых не любили.
Месяца три назад Елисей проходил курс массажа в детской поликлинике, ну и в то время, как массажистка была занята делом, мы с ней разговаривали о том, о сем. Как-то речь зашла о подростках из неблагополучных семей (она, поскольку параллельно являлась старшей мед.сестрой, заведовала какими-то мед.осмотрами таких детей). Она: ой, надоели эти хулиганы, на осмотры не приходят, а мне за них отвечай. Я говорю что-то вроде: дааа, все из семьи (ну, мол, не повезло ребятам, что они такие, никто не занимался ими и т.п.) И тут она сказала фразу, поразившую меня (дама в возрасте, напоминаю - всю жизнь работает с детьми): Да нет, они САМИ такие бывают, что... У меня в голове все перевернулось. То есть человек полностью уверен, что дети сами становятся озлобленным хулиганьем, они такими рождаются.
Дети не бывают САМИ такими или сякими. Это пластилин, из которого вылепится то, что из него лепят.
Некоторое количество рано или поздно переходит в качество. Непонятые дети вырастают, превращаются в несчастных взрослых (сюда относятся не только "явные" негодяи - преступники, алкоголики, наркоманы и т.д., но и скрытые пороки - взяточники, рвачи, неудачники, нытики, лентяи, завистники, сплетники, жено- мужененавистники, домашние тираны, неуживчивость, необходимость постоянно самоутверждаться, болезненное самолюбие, язвительность, карикатурное выпячивание какой-то определенной черты "посмотрите, какой я не такой, как вы", частая смена половых партнеров и другие патологии) и образовывают больное общество.
В советские времена (да и после, до недавнего времени) новорожденного после мгновенного отсечения пуповины уносили от матери, заматывали и клали в короб к таким же, как он. Где он, что с ним? Какие руки его берут и что эти руки излучают?
Архиантиестественное явление - мать и новорожденное дитя разлучены. Первое впечатление, которое получает человек: мир - это враждебная среда.
Приносят по часам на кормление. Мать видит сверток, где открыто только лицо, убого и ущербно пытается реализовать материнское - кормит грудью то ничтожно малое время 9а малоым здесь будет любое время, при условии, если мать и дитя не вместе), которое регламентировано медицинскими инструкциями. Снова уносят. Что чувствует ребенок??
Но на выписке дело не заканчивается.
"Пусть спит в кроватке, с ума сошла - зачем к себе кладешь, задавишь ведь!" (что может быть приятнее для обоих, когда ребенок спит под боком у матери, с ней в обнимку - или между матерью и отцом, что еще лучше - они греют его в прямом и переносном смысле - нет, вместо этого он снова один; "не приучай к рукам (что может быть естественнее и безопаснее для него, чем ребенок на материнских руках??), "ничего-ничего, покричит и перестанет" (а какой ужас испытывает ребенок в этот момент, вы хоть на секунду задумывались??
И ведь это не вина тех, кто так искренне полагает. Это их беда. Потому что их рожали и воспитывали так же.
И это речь идет всего лишь о периоде новорожденности. А впереди еще детсnво, полное непонимания, обид, унижений, шлепков и подзатыльников (у кого не было, поднимите руку?)
Через 56 дней (столько времени сокращается матка) - и ни дня больше (!) женщина должна была выйти на работу - строить социализм и выполнять пятилетку (позже декретный отпуск был несколько больше, но все равно крайне недостаточным для ребенка), иначе она получает статью за тунеядство. А ребенка, понятно - в ясли, к чужим равнодушным (в лучшем случае, а в худшем - просто злым) теткам. И снова предательство. Это хорошо, если ребенок легко привыкнет к саду. А если нет? Что творится в маленькой душе?? Пожелания ребенка учли в этот момент? Неет, "ты маленький, ты ничего не понимаешь, так надо". Я знаю взрослых людей, которые не могут спокойно проходить мимо детского сада, куда когда-то их "сдавали".
А школа? Кто-нибудь из вас вспоминает время пребывания там, как "лучшие годы чудесные"? Среди моих знакомых таких нет.
"Ведь это все для твоей пользы, как ты не понимаешь!", "Мы ведь изо всех сил желаем тебе добра", "Вот вырастешь, еще будешь благодарить"..
И меня "любили" неправильно. Поэтому я такая, какая есть и не хочу, чтобы мой ребенок был таким, как я. И исправляю последствия этой неправильности уже собственными, взрослыми силами и методами. И уж теперь точно знаю, как НЕ нужно "любить" и воспитывать маленького человека.
Я благодарю небеса, что вопросы воспитания и взращивания ребенка человека возникли в моей голове раньше, чем этот человек появился на свет.
Я надеюсь, что вкладываю свою маленькую лепту в зарождение (хотя, скорее, воз-рождение) новой счастливой нации (сейчас звучит очень пафосно, потому что это перестало быть нормой, это не норма, не нормально). Где не будет всего того, что мы видим сегодня. Наши дети будут также воспитывать своих детей, и так дальше. И я знаю, что таких, как я (то есть мы с мужем), становится все больше, а, значит, несчастных людей будет становится все меньше. И когда-нибудь (смею надеяться) они исчезнут совсем.. Но это уже утопия )