Корабль, который плывет в будующее

Jul 10, 2013 17:51

В 1867 году 3  американцев осмелились пересечь атлантику на большом надувном плоту "Нонпарель"



Бурдюки, как основа для плота

В Британском музее есть камень с барельефом, который относится к 880 году до новой эры. На нем изображены воины, переправляющиеся через реку на кожаных бурдюках, надутых воздухом. Известно и то, что народы Тибета, Китая, Древней Греции, стран Ближнего и Дальнего Востока строили плоты довольно значительных размеров, которые поддерживались на плаву такими бурдюками. Изображения плотов из бурдюков обнаружены археологами на барельефах в гробницах египетских фараонов и в одном ассирийском погребении. Так что еще тысячелетия тому назад человек обратил внимание на замечательные качества надувного плота - его портативность, малый вес, простоту конструкции, удобство использования и транспортировки.

Резина - тот же каучук

Однако расцвет «бурдючного флота» на многие столетия задержался из-за отсутствия прочных и надежных воздухонепроницаемых оболочек. Все-таки шкура - есть шкура, не говоря уже о том, что часто намокающая кожа подвержена гниению. Подходящий материал появился только после открытия Америки Колумбом, когда европейцы познакомились с натуральным каучуком, добывавшимся индейцами из сока тропического дерева гевеи. Но и тогда диковинку научились использовать далеко не сразу, потому что лишь только в 1839 году американец Чарльз Гудьир изобрел способ превращения каучука в резину методом вулканизации (мягкий пластичный каучук смешивается с серой и после нагревания при определенной температуре превращается в эластичную резину), что позволило изготовлять прочные воздухонепроницаемые оболочки из каучука. Новый материал не терял свои свойства при различных температурах, а если им пропитывалась ткань, то она становилась и прочной и водонепроницаемой одновременно. Результаты не замедлили сказаться - в том же году англичанин Хэнкок спроектировал надувную лодку для десяти гребцов, предназначенную для перевозки войск.
Через океан на плоту!

В 1843 году появилась одноместная спасательная лодка массой всего 5 кг, а в 1850 году - надувная лодка - плот вместимостью 40 человек и массой 81 кг (показатели очень неплохие и для нашего времени), предназначенную для спасательных целей. А затем произошло событие и вовсе из ряда вон выходящее: три смелых моряка: Джон Майке - капитан, Джордж Миллер и Джерри Маллен, все трое американцы, отважились доверить свои жизни собственноручно построенному плоту, который должен был перенести их из Нью-Йорка в Англию через бурные воды Атлантики.

Плот «Несравненный» («Нонпарель») состоял из трех изготовленных из резины «сигар» диаметром 75 сантиметров и длиной 7,7 метра, которые представляли собой цилиндры с коническими - уменьшающими сопротивление - концами. Они удерживались вместе деревянной рамой, к которой цилиндры были прикреплены растительными канатами. На раме размещалась палуба из досок 6×3 метра, по которой мог свободно перемещаться экипаж. Две мачты - семи - и шестиметровая, - основания которых крепились к брусьям рамы, были зафиксированы тремя парами вантов каждая. На своих мачтах и бушприте «Несравненный» нес три паруса люгерного типа, употребляемых рыбаками западного побережья Англии. Общая парусность составляла около 30 м².

В качестве помещения для экипажа посредине палубы была установлена небольшая брезентовая палатка, в которой моряки могли найти убежище от холода и водяных брызг. Навигационное оснащение «Несравненного» было совсем скромным - не имея даже хронометра, моряки определяли географическую широту по Солнцу и так вводили поправки к курсу, чтобы держаться зоны благоприятных ветров. Таким образом, Европу они не могли пропустить, а преодоление разделяющего их расстояния было всего лишь вопросом времени…

Целью рейса было доказать, что надувной плот может плавать в самых трудных условиях, следовательно, им можно пользоваться как спасательным средством.
Плавание

За несколько дней перед стартом, который произвел вполне понятную сенсацию, «Несравненный» снабдили скромными запасами продовольствия, изрядным количеством пресной воды, мехом для пополнения воздуха в поплавках, а также подручным комплектом для ремонта повреждений резиновой оболочки. Азартные нью-йоркцы держали пари: утонут они или не утонут, а репортеры пугали публику измышлениями о том, что плот обязательно проткнет рыба-меч, тогда как другие писали о том, что резина не выдержит долгого пребывания в соленой воде!

4 июня 1867 года трое отважных под прощальные приветствия толпы жителей Нью-Йорка подняли паруса и направили нос плота на восток. Легкий бриз наполнил паруса, и плот хоть и немного неуклюже, но вполне уверенно начал отдаляться от берега.

«Первые две недели рейса были сущим адом», - заявлял позднее экипаж. Непостоянные ветры и возникающие на мелководье высокие волны семь раз возвращали «Несравненный» назад и Джон Майке даже задумывался, не лучше ли отказаться от этого рискованного предприятия, которое с самого начала складывалось так неудачно.

Дело в том, что такой плот, даже если при попутном ветре он и хорошо держит курс (на что способен в таком случае любой дрейфующий предмет) теряет эту способность при встречном ветре. Боковой же ветер так сильно сносит плот, что поддерживать курс становится очень сложно.

Майке, Миллер и Маллен час за часом, день за днем упорно боролись с дрейфом, противодействуя ему тем, что вставляли между поплавками доски, которые должны были играть роль своеобразных выдвижных килей. Наконец Нептун, видимо, просто сжалился над ними и послал северо-западный ветер. «Несравненный» впервые доказал, что заслуживает свое название. Прекратилась тягостная и однообразная болтанка на волнах, и плот под всеми парусами направился к берегам Туманного Альбиона. Оказалось, что он прекрасно держится на длинной океанской волне и даже при сильном ветре и палуба и экипаж оставались сухими.
«Путешествие веры»

Позднее это путешествие было названо в прессе путешествием веры: потому что весь рейс только на вере и держался. Однако судьба, вначале такая суровая, над путешественниками потом смилостивилась, и маленький плот за месяц прошел половину пути. Запас питьевой воды полностью удовлетворял потребности экипажа из трех человек, которые больше всего страдали от отсутствия тепла, так как обладали одним-единственным источником тепла - керосиновым фонарем. Что же касается быстро таявшего запаса продуктов, то его пополняли многочисленные суда, попадавшиеся им по пути, причем многие из них останавливались и оделяли доблестных моря ков не только продуктами, но и подарками.

Одним из неожиданных «презентов» было несколько чаек - они расстались с кораблем, который до тех пор сопровождали, чтобы возвратиться в Европу вместе с «Несравненным»… А получив от экипажа встречного корабля курицу, они не стали её есть, отнеслись к ней, как к пассажиру, привязали для безопасности веревкой за ногу и благополучно прибыли с ней - живой и здоровой - в порт Саутгемптон, куда они вошли 25 июля в окружении своих чаек, признанных моряками полноправными членами экипажа.
Итоги

Плот «Нонпарель» пересек Северную Атлантику за 51 день (включая и восемь дней плохой погоды). На его дощатой палубе стояли три загорелых, заросших и счастливых человека, а также несколько бочонков, в которых плескалось ещё 30 галлонов оставшейся пресной воды, а на бизань-мачте реял звездно-полосатый флаг США. Возможность пересечь океан на миниатюрном плоту стала фактом. Так что в итоге капитан Джон Майке все-таки добился своего, а сборы за посещение плота, выставленного на набережной Саутгемптона, позволили ему и выплатить вознаграждение двум своим морякам, и даже немного попутешествовать по Европе.

Правда, резиновый плот не привел в восторг консервативных англичан. И они, и моряки других стран на протяжении еще многих лет упорно пользовались спасательными шлюпками. А вот в американском флоте надувные спасательные плоты на мониторе «Пассаик» появились уже в 1863 году!

Источник: rumbur.ru

[УПРАВЛЯЙ. ОЩУЩАЙ. ЖИВИ, наш сайт aqua-storm.com - надувные лодки для рыбалки и охоты].

надувные лодки, история

Previous post Next post
Up