Наверное, каждый, кто хотя бы чуть-чуть интересовался маркетингом, знает, что такое локализация. Think global, act local - лозунг всех серьёзных международных корпораций. Нет такого учебника по международному маркетингу, где бы не рассказывалось, почему у Вольво логотип в виде мужского значка, применяемого в генетике. И почему Кока-Кола, зайдя на китайский рынок, выбрала иероглифы, по-китайски звучащие как «кэкоу-кэлэ», а не как «кока-кола». А также почему в Латинской Америке провалились продажи Шевроле Нова и Мицубиси Паджеро. Ну и ещё много интересных «почему».
Конечно же, мы все разные. Иногда - очень разные, почти как люди и дельфины. Хотя об этом я уже как-то
упоминал в одном из своих рассказов. И уж тем более разные, если говорить о предпочтениях в еде.
О странных вкусах китайцев в Интернете чего только говорено - не переговорено. И о блюдах, в которых смешиваются ингредиенты, на наш взгляд несмешиваемые. И о пирожках с повидлом из красной фасоли. И о мороженом со вкусом гороха. Но это всё - аутентичные китайские блюда, которые они едят уже несколько тысяч лет. Ну, может, за исключением мороженого.
Однако же зарубежные компании, придя на рынок Китая, тоже начинают подстраиваться под причудливые вкусы автохтонного населения. Самым первым шоком для меня стали когда-то купленные в Макдональдсе пирожки: по виду с абрикосовым вареньем, а по факту оказавшиеся с дурианом. Было ещё несколько не менее милых примеров локализации. А на днях очередной раз порадовала фирма Lay’s. Раньше я уже видел их чипсы со вкусами мёда, лайма и зелёного чая. Но в этот раз они сумели удивить даже меня:
Новыми чипсами со вкусом морской соли и шоколада.
Я даже представил, как отвариваю картошечку, посыпаю её тёртым шоколадом и крупной морской солью с запахом йода, сажусь за стол, наливаю из запотевшей бутылочки рюмочку, накалываю на вилку картошечку с морской солью и шоколадом… Ну да, если пиво с такими чипсами можно - то почему водку с оригинальным, так сказать, продуктом нельзя?..
Вот такая вот затейливая бывает локализация. Строго говоря, никакого отношения к традиционным вкусам китайской кухни этот вариант, конечно же, не имеет. Хотя китайцам, я думаю, должно понравиться.