Шри Чайтанья Мангала

Dec 28, 2008 14:34




Закончил читать "Шри Чайтанья Мангалу" Лочаны Даса (Тхакура). Удивительно, как эту книгу не запрещают читать в ИСККОН, более того, её русская версия, вышедшая в издательстве "Философская книга" в 2003 году, издана под эгидой некоторых представителей ИСККОН и продаётся в их магазине. Несмотря на то, что Лочана дас, будучи практически современником Чайтаньи, уже обладает некоторыми специфическими "гаудийскими" узкосектантскими концепциями, его труд демонстрирует, что чайтаньизм XVI века был гораздо ближе к т.н. "несектантскому" индуизму, чем современная "бхактивинодтхакуровская" линия. Более того, он, во многом, подтверждает правоту расиков и гаура-нагари, которых официальная пропаганда ИСККОН и ЧСМ оставляет за бортом. Основные моменты, на которые я обратил особое внимание:

1. Чайтанья, как и традиционные хинду не-вайшнавы, считает, что Шива идентичен Вишну. На протяжении всей ЧМ Чайтанья не только сам поклоняется Шиве и лингамам (например, в Рамешвараме), но и откровенно заявляет, что тот, кто думает, что Вишну и Шива отличны друг от друга - глупец. Так, в "Мадхья-Кханде" он заявляет: "Если кто-то, поклоняясь Господу Шиве, проводит различие между Хари и Харой, и потому не желает принимать прасад Шивы, он совершает оскорбление... Его сознание осквернено. Он не понимает величия Господа Шивы. Но тот, кто признаёт Хари и Хару единым целым и вкушает прасад Шивы, становится дорог и Господу Кришне и Шиве". Чайтанья неоднократно впадает в экстаз при виде мурти Шивы (а не только перед Кришной!): "Гауранга, взирая на Махешу, оцепенел и зашатался от экстаза. Когда Шри Чайтанья начал молиться Господу Шиве, губы его покраснели, из глаз у него птекли слёзы, и кожа его покрылась мурашками". Другой интересный факт: в ЧМ Лочана дас называет Адвайту Ачарью Шивой, но сам Чайтанья, отвечая на сомнения Шривасы Пандита относительно Адвайты, говорит, что Адвайта - сам Маха-Вишну (опять таки, подтверждая, что между Шивой и Вишну нет разницы!)

2. Дальше - больше! Похоже, Чайтанья вообще не относил Махадевов, входящих в Шри Паньчаятану (т.е. тех, которым поклоняются на смартистском алтаре) к "полубогам" (такого термина он даже не знал, кстати). Считая себя Кришной, он, тем не менее, именует себя то "супругом Сарасвати" (Брахмой), то Гаура-Натараджей (Шивой), то самой Дургой Ма! Более того, в той же "Мадхья-Кханде" он сам (!!!) принимает образ Дурги: "Затем Господь вспомнил свою Адья-Шакти, богиню Дургу. Проникшись умонастроением своей изначальной энергии, Гауранга пленил всех и каждого. Тотчас же явились боги: они запели ведические гимны, славя Господа Гаурангу в образе Дурги". Далее он говорит: "Я - верховная грозная Чанди. Я исполню желания всех живых существ".

3. Реверанс в сторону гаура-нагари. Демонстрировал ли Чайтанья шрингара-расу (любовную игру) в отношении своих приближённых, всегда было спорным вопросом. Однако, Лочана дас убеждён, что да, испытывал, более того, демонстрировал танец раса, в котором роль Радхи играл его друг детства Гададхара Пандит: "Держа в одной руке руку Гададхары, а в другой - руку Нарахари, Махапрабху явил однажды танец раса... Гададхара явил образ Радхарани, а Нарахари стал Мадхумати-Сакхи... В одно мгновение Прабху показывал гаура-лилу с Гададхарой, в следующее мгновение Гауранга упивался настроенем Шьямасундары, танцуя с Радхарани в раса-лиле". В одном месте Чайтанья назван "хозяином" сокровищницы премы, а Гададхара (!!!) хозяйкой!

4. Реверанс в сторону рама-расиков. Современные чайтаньиты-бхакивинодтхакуровцы напрочь отрицают возможность шрингара-расы в отношении Рамы и других Божеств, помимо Кришны. Вместе с тем, мало того, что домашним Божеством родителей Чайтаньи был шалаграм-Рагхунатха (т.е. Рама - de facto, Чайтанья вообще был рамаитом, а не кришнаитом!), но в Шри Рангаме он демонстрирует экстаз преданности Раме в духе настоящего расика! Также, кстати, весьма сомнительно, что в Харе Рама-Харе Кришна мантре Чайтанья под "Рамой" подразумевал "Кришну-Раману" или Балараму, а не принца Раму из Айодхьи, так как Лочана дас приводит другой известный стих, который любил Чайтанья (кришна кешава ракша мам, рама рагхава пахи мам): совершенно понятно, что этот стих - смысловое соответствие махамантры, а Рагхава - это только принц Рама!

Не могу не отметить, что получил удовольствие от чтения этого труда. Впрочем, почти уверен, что ортодоксальные ИСККОН-овцы найдут как истолковать все эти места так, что от свежести "расического" мировосприятия не останется и следа. Тем не менее, Jay Gauranga!

философия

Previous post Next post
Up