Tri Nox Samoni

Oct 31, 2008 10:37


Счастливого Самайна, Дня Всех Святых и Дня Всех Душ!



Сегодня - первый день этой триады кельтских/галльских праздников (Tri Nox Samoni), которые, путём инкультурации были приспособлены Католической Церковью под свои ритуальные нужды. Как бы Церковь не открещивалась от связи этих дней с дохристианской кельтской традицией, совершенно очевидно, что сохранился не только сам праздник, но, de facto, и его изначальный смысл. Самайн - это кельтский Новый Год: летние хлопоты окончились, урожай собран, припасы в погребе, и теперь вся семья может спокойно собраться за чашкой горячего виски или ароматного живого пива, чтобы отправздновать новолетие. Самайн - это также праздник встречи с предками, с теми, кто отправился в мир иной, но продолжает любить нас и заботиться о нас. В эти удивительные дни завеса, отделяющая материальный и тонкий мир открывается, и боги, предки, демоны, лешие, домовые и прочие таинственные существа проникают в нашу жизнь. Самый интересный момент заключается в том, что Церковь не только инкорпорировала этот праздник, но и сохранила его первоначальный смысл: в первые дни ноября, когда кельты почитали предков, Церковь также почитает своих духовных предков-святых (1 ноября в день Всех Святых) и своих физических предков (2 ноября в день Всех Душ). В быту мы не только молимся за них, но, как и тысячи лет назад, приглашаем их к нашему праздничному столу, вспоминая истории из их жизни или принося на кладбище небольшие подарки (фрукты и конфеты).



Удивительно, что в эти дни практически все народы ощущали переход к новому году: кельты празднут Новый Год-Самайн, индусы только что закончили празднование Нового Года-Дивали-Мелы, древние славяне в середине октярбя праздновали особые дни, в которые лешие в последний раз выходили из своего логова,а затем засыпали на всю зиму. Также, все народы ощущали в эти дни особую связь с нашими ушедшими братьями и сёстрами: например, у индусов последний день Дивали-Мелы называется Бхайа Дудж, и посвящён поклонению Ямарадже, богу смерти. Только самые неблагоразумные люди отвергают почитание святых и заботу об ушедших родственниках: святые - почитая святых, мы почитаем Саму Высшую Реальность, проявившуюся через них, а молясь об ушедших, мы выражаем веру в общение святых, в то, что все живы и продолжают заботиться друг о друге, в каком бы мире они не находились (мы за них - они за нас). В Бхагавад-Гите, в первой главе Арджуна выражает свою обеспокоенность тем, что там, где религия приходит в упадок, и предкам перестают подноситься рисовые шарики, последние очень страдают, и даже падают с небес на землю. Это очень символично: в отличие от протестантов, мы, как католики (и православные, и хинду!) не верим ни в какое "индивидуальное спасение". Отец Беда Гриффитс говорит, что идея индивидуального спасения - ложна. Omnis Hominis - Uno Homo (Аквинат!). Мы спасаемся только как Единое Целое, Космический Человек, Космический Христос, Пуруша, и все, и живые, и так называемые мёртвые, суть одно. И праздник Самайн/День Всех Святых вновь напоминает нам об этом осенью 2008 года!

В заключение скажу несколько слов о так называемом Хэллоуине. До сего года я обычно участвовал в праздничных тусовках, и это, само по себе, не плохо, но я хочу выразить свою глубокую обеспокоенность тем, что этот мистический праздник превратился в коммерческое шоу, даже в большей степени, чем Рождество, превратившееся из Christmas в X-mas (то есть, чья теперь эта месса (mas)? Раньше было ясно, что Christ's Mass, а что же за загадочный "X" занял теперь место Христа в американском английском?) Я бы хотел, чтобы у нас праздновался Самайн, но я бы хотел, чтобы его организовавали энтузиасты-кельтисты и славянисты, помня о мифологическом и духовном наполнении, а не дельцы, продающие за бешеные деньги дурацкие колпаки и полые тыквы с фонариками.



P.S. Хочу в качестве пост-скриптума ещё напомнить, что главный misunderstanding Хэллоуина - это сам персонаж "Самайн". Дело в том, что с точки зрения науки, Самайн - это не персонаж, а праздник. В кельтском фольклоре действительно был малозначительный герой (даже не бог) Самайн, однако "хэллоуинский" Самайн был придуман только в XVIII веке, и сразу стал демоном, потому что был воспринят через призму антиязыческой паранойи консервативных христиан того времени. Подробнее на английском об этом можно прочитать ЗДЕСЬ.

календарь

Previous post Next post
Up